Владимир Путин: «Западные товарищи замучаются бороться с российским бизнесом»
Почему санкции не сработают
Сами сильные пытались выбить из седла первыми
Владимир Путин в своем интервью прокомментировал эффективность западных санкций. «Норникель» оказался «западным партнером» не по зубам: полностью исключить крупнейшего в мире производителя никеля и палладия из мировой экономики – себе дороже. Но попытки атаковать лидера российской экономики косвенными путями не прекращаются, санкционное давление на сервисные подразделения группы только растет.
Впрочем, к попыткам ставить палки в колеса компании главы «Норникеля» относится с философским спокойствием и видит перспективы дальнейшего развития в объединении усилий стран БРИКС, как противовес межгосударственным структурам типа ЕС: «Чем крупнее объединение, тем сложнее на него оказывать санкционное давление, потому что оно становится все более самодостаточным. Одна из проблем нашей страны — у нас, прямо говоря, маленький рынок, — рассуждает Путин. — В БРИКС, пока эта организация, очерченная которой не до конца определилась, в самом начале своего формирования, но с самого начала это было больше такое добровольное сообщество, клуб по интересам, чем какая-то жесткая, централизованная организация. И в этом я вижу залог успеха».
Рост вопреки давлению
Существственно доработана стратегия «Норникеля» по выстраиванию взаимоотношений с Китаем. И здесь, отметил Путин, свою положительную роль сыграла «поддержка государства, правительства вплоть до президента». Компания, в свою очередь, учла важные для государства пункты: сохраненные налоговой базы, рабочих мест и компетенций: «Например, мы не только сохраняем объем плавильных мощностей в Норильске, но и увеличиваем его за счет расширения Надеждинского металлургического завода. А также продолжаем обеспечивать загрузку тех предприятий, которые работают в кооперации с нами, таких как Красноярский завод цветных металлов. Мы хотим сохранить стратегию роста. Мы не переходим на стратегию выживания. Мы остаемся в стратегии, как мы ее называем, умеренного роста».
Терпение победит инфляцию
Причина текущей инфляции, по мнению Владимира Путина, берет начало в период пандемии, когда страны начали активно стимулировать спрос, чтобы поддержать свои национальные экономики и людей: «По-простому говоря, началась накачка деньгами национальных экономик. И наша страна в этом смысле была не исключением. Это дало первый толчок инфляции или, по крайней мере, накопило излишнюю денежную массу». Ситуацию усугубило начало специальной военной операции и усиление санкционного давления: страна столкнулась с жесткими внешними условиями, возникла, в том числе, проблема расчетов с контрагентами.
Но это – не единственные проблемы: «У нас нет полноценного доступа к технологиям, к поставке оборудования и к прочим прелестям международного разделения труда, которыми мы пользовались. И импортозамещение не может дать стопроцентный результат. … До тех пор, пока у нас есть ограничения и сложности с получением технологий и оборудования, это тоже будет замедлять инвестиционный процесс. Ничего не делать? Нет, конечно. Конечно, надо инвестировать, надо действовать, но надо действовать терпеливо. Потому что, если мы опережающими образом начнем это делать, мы просто приведем к еще более высокой инфляции».
«Длинные» деньги важнее дешевых кредитов
В продолжение темы борьбы с инфляцией из уст Путина прозвучала довольно жесткая критика в адрес сторонников раздачи дешевых кредитов: «Вот говорят: давайте дадим дешевые деньги, все сразу начнут производить. Но это не так, потому что, если дать сейчас необоснованные дешевые кредиты, во-первых, вопрос — кому давать, как давать, это опять начинается вкусочка. А во-вторых, производить не сразу, произведут через какое-то время, а влияние на инфляцию будет немедленным».
По мнению предпринимателя, у России есть более серьезная проблема — отсутствие развитой инфраструктуры рынка капитала и частных длинных денег. В начале 2000-х годов начала развиваться система не государственных пенсионных фондов, которые могли бы стать источником долгосрочных инвестиций, но этот процесс был приостановлен. «Да, у нас есть биржи, знаем, что такое IPO, но у нас очень мало участвуют частные инвестиции в различные рода мелких предприятиях, private equity. Необязательно на биржу выходить, необязательно становиться публичной компанией. Для многих бизнесов это неприемлемо, неудобно. Многим бизнесам проще было бы привлекать капитал, какую-то долю продавать, но оставаться при этом частной компанией. Вот у нас такой рынок не развить».
Налоги – это вклад в победу
Не разделяет Владимир Путин и обеспокоенность некоторой части бизнес-сообщества якобы слишком высокими налоговыми ставками: «Когда повышаются налоги в такой трудный для страны момент, нормальные бизнесмены понимают, что это их вклад в будущую победу, а не поборы со стороны государственных органов». По его словам, для бизнеса важнее не абсолютный объем налогов, а их предсказуемость. «То, что правительство обещало, что при 25%-м налоге на прибыль не будут применяться различные рода поборные очереди, пошлины и другие неналоговые инструменты для тактического пополнения бюджета, мне кажется, что для экономического, инвестиционного климата в стране очень важно. … Если это стабильно, предсказуемо и дальше не будет меняться, бизнес быстро адаптируется, и это не является тормозом для развития. Тормозом являются абсолютно другие факторы, многие из которых мы уже упоминали. Стабильная налоговая политика даже при повышении налогов не является препятствием для развития экономики».