В такси останутся только «Лады» и «Москвичи»: как это отразится на стоимости поездок
Фото: Shutterstock.
Покупать иномарки нам пока не запрещают. Но в такси их скоро не останется. Нижняя палата сразу в двух чтениях приняла законопроект о локализации автомобилей такси в России. И тем самым повергла многих экспертов и работников этой сферы в шок. Разбираемся, в чем суть нового закона и чем он обернется для бизнеса и пассажиров.
Что за закон такой?
— Он определяет, какие автомобили могут использоваться в России в качестве такси. Главный пункт – машина должна быть произведена внутри страны. Более того, не просто произведена, а с использованием подавляющей доли отечественных компонентов. Грубо говоря, отверточная сборка (сварка и покраска) не подойдет.
Какие машины подходят под этот параметр?
— На самом деле, очень мало – только четыре модели LADA (Granta, Vesta, Iskra, Aura). Но после первого чтения в законопроект внесли изменения. И дополнили список машинами, чьи производители зашли в страну с 2022 года и построили заводы в рамках специнвестконтрактов (СПИК). В итоге теперь в списке еще есть «Москвич-3» и «Москвич-6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY. Собственно, все. Даже Haval Jolion, который давно производится в Туле, по критериям локализации не проходит.
Когда закон вступает в силу?
— С 1 марта 2026 года. С этого дня закупать в таксопарки можно будет только отечественные автомобили. Правда, есть нюанс. Если машина попала в реестр такси до 1 марта 2026 года, то она может там использоваться вплоть до списания. То есть, у таксопарков есть время, чтобы закупиться новенькими иномарками и поставить их на учет. А потом постепенно заменить «Лады» и «Москвичи».
Сколько сейчас машин работает в такси?
— Как пояснил председатель думского комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, сейчас в реестрах зарегистрированы 1 млн 46 тысяч машин. По оценкам экспертов, каждый год таксопарки закупали около 100–150 тысяч новых автомобилей. При этом около двух третей рынка – это не профессиональные таксисты, а самозанятые, которые работают на личных автомобилях.
Фото: Shutterstock.
Как это отразится на ценах?
— Резких проблем в первые годы не возникнет. Но потом выбитые транспорт усядутся. Это приведет к дефициту машин в такси и к повышенному спросу на отечественные автомобили. А где дефицит и высокий спрос, там и растущие цены. Как подсчитали в одном из крупнейших агрегаторов, это может привести к подорожанию поездок на 25 – 27%, а в некоторых городах – на 40 – 50% уже в течение года. И это несмотря на то, что поездки в такси и без этого в последние пару лет дорожали заметно быстрее инфляции (см. графику). Основная причина была в росте утильсбора и подорожании автомобилей в принципе. На этом фоне может снова вырасти теневой сектор, с которым властям активно боролись в последние годы.
Кому дали отсрочку?
— Нескольким регионам депутаты все же сделали. Учли специфику отдельных регионов. К примеру, в Калининградской области и в Сибири изменения должны вступить в силу с 1 марта 2028 года, а в регионах Дальневосточного федерального округа — с 1 марта 2030 года. Это логично. Ведь в восточной части страны более 90% машин в такси – иностранного производства. А в некоторых субъектах РФ таких свыше 99%. Там пассажиров чаще всего возят на подержанных японских гибридах.
Зачем это нужно?
— В пояснительной записке к законопроекту приводится несколько аргументов. Во-первых, поддержка отечественных производителей и стимулирование иностранных концернов приходить в страну и локализовывать производство здесь. Во-вторых, технологический суверенитет. Если запчасти будут производиться в нашей стране, это обезопасит нас от возможных новых санкций. В-третьих, депутаты считают, что это даже приведет к снижению затрат таксопарков и пассажиров. Ведь отечественные авто дешевле.
МНЕНИЕ ЗА
Олег Амосов, председатель общественного движения «Форум Такси» — в эфире радио «Комсомольская правда»:
— Честно скажу, я за этот закон. Но при одном важном условии. Пусть в России выпускают специализированный автомобиль такси. В большинстве развитых стран это отдельная модель, она выпускается как коммерческий транспорт. В Германии, например, есть несколько таких моделей. Они адаптированы под нужды такси. Это специальная комплектация, объем двигателя. У них нет лишних функций, которые нужны чайнику, но не нужны профессиональному водителю.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Игорь Моржаретто, автоэксперт:
— Такой жесткой системы, которую нам предложили, нет ни в одной стране мира. Даже в Германии, где множество своих производителей. А у нас вводят такие ограничения крайне преждевременно. При этом мало кого из производителей это простимулирует открывать производства в России. В мировом масштабе у нас очень узкий рынок. На мой взгляд, требования надо снизить. Во-первых, отдавать предпочтение всем машинам, которые производятся внутри страны. Потому что, чтобы достичь уровня, прописанного в законе, нужны годы. Во-вторых, стимулировать таксопарки покупать отечественное нужно не запретами, а экономическими рычагами. Например, налоговыми или другими льготами.
НАГЛЯДНО
Как менялась стоимость такси
Год Цена за 1 км пути
2022 28,15
2023 31,5
2024 40,38
2025 45,03
По данным Росстата.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Госдуме хотят исключить самозанятых из законопроекта о локализации автомобилей такси
Володин: самозанятым таксистам не нужно менять авто из-за закона о локализации