В России у молодых работников появятся платные наставники: зачем возвращают советскую практику
Наставникам статус доплачивать
Новый поворот: в стране снова хотят видеть наставничество. Теперь зеленая молодежь на рабочем месте не будет представлена сама по себе, а за каждым будет прикреплен наставник. Это поможет новичку адаптироваться в коллективе и овладеть трудовыми навыками. Опытный работник будет не бесплатным — за это полагается доплата. Такой закон подписал на днях президент Владимир Путин.
Наставничество будет оговорено специальной статьей в Трудовом кодексе (ТК). А вступит в силу новый документ с 1 марта 2025 года.
— Фактически наставничество существует, только оно не систематизировано, и опытные работники передают свои навыки бесплатно, на общих началах. А это неправильно — люди же тратят свое время, оно должно быть оплачено, — сказал KP.RU председатель комитета Госдумы по труду и социальным вопросам Ярослав Нилов.
Сколько будут получать наставники — решать самому предприятию. Но по тексту новой статьи ТК предполагается, что могут быть введены еще и федеральные и местные законы, отраслевые нормы, в которых будет указан минимум доплаты наставникам. И на предприятиях меньше этого минимума опускаться уже не смогут.
В советские времена наставничество в 50-60-е годы практиковалось на общественных началах, а позже за это стали доплачивать — как правило, 10% к окладу. Если учеников было несколькo, то могло и до 20% доходить.
Какова их польза?
Но вот вопрос — зачем они нужны, эти наставники?
— Очень нужны, — убеждал KP.RU эксперт по карьерному росту, HR-эксперт Гарри Муратов. — Наличие наставника внутри коллектива позволяет сгладить межличностные и трудовые конфликты до того, как они перешли в острую фазу. Кроме того, институт наставничества позволяет увеличить срок работы человека в коллективе, число уволившихся резко снижается.
По словам эксперта, порядка 40% кандидатов, которые не проходят испытательный срок, говорят, что главная проблема — не влились в коллектив. А наставники помогают с легкостью пройти этот этап и адаптироваться к работе.
— Помогает этот институт и ветеранам, — продолжил Муратов. — В какой-то момент людям, достигшим высокого профессионального уровня, представляется их работа, ими овладевает охота к перемене мест. В то же время у них появляется потребность передавать свои знания, а институт наставничества предоставляет такую возможность. В результате опытный работник остается на предприятии.
Как это было в реальной жизни
Считается, что наставничество придумали в СССР, но на самом деле это не так. Одним из первых известных наставников был герой гомеровской «Одиссеи» Менто́р, чье имя стало нарицательным. Гуру, кстати, это тоже не просто профессионал высокого уровня, а именно наставник. В полузапрещенном в советские времена японском боевике «Гений дзю-дō», в котором герой, как ничего делать, распидарасивает мастеров карате, к гуру бойцовских школ ученики в русском переводе обращались не иначе как наставник: «наставник Момо, наставник Энуми»…
В дореволюционные времена, если верить отечественной литературе, наставничество сводилось к подзатыльникам и зуботычинам. Со школьных лет мы помним, как жаловался 9-летний Ванька Жуков в письме «на деревню дедушке»: «А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать».
Но не случайно наставничество связывают с советскими временами. В СССР это было целое движение, его изучали, совершенствовали, принимали государственные документы. В основном оно касалось работы на производстве и в идеале предполагало не только обучение тонкостям профессии, но и приглядывание за молодежью, чтобы чего не учудили.
Помню, на ЗИЛе недавний выпускник ПТУ с первой получки в советстве повел бригаду в ближайшую пивнушку, а на следующий день по понятным причинам не вышел на работу: не рассчитал сил. Бригадир созвал собрание и строго спросил с наставника: почему не усмотрел.
— До дома-то я его довел, не бросил, — оправдывался ветеран.
Семь нянек для непотопляемого
Тема наставничества активно обыгрывалась и в советском кинематографе — в основном, в комедийном ключе. Наиболее популярными были кинокомедии «Неподдающиеся», где девчонка-комсомолка (Надежда Румянцева) на общественных началах из двух шалопаев делает людей, и «Семь нянек», где вся бригада была над трудновоспитуемым шалопаем (Семен Морозов).
Практиковалось наставничество и в инженерной среде. Касалось оно не только профессиональных знаний, но и умений правильно организовывать рабочее время, вести деловую переписку, налаживать отношения со смежниками, важным было и обучение вчерашнего студента производственной дипломатии: к кому, когда и как обращаться с тем или иным вопросом, а к кому лучше вообще не советоваться.