Цвет нации: кем были произведены инвестиции писателей и художников
Вы, наверное, слышали фразу «художник должен быть голодным». Но самих художников, а также писателей, музыкантов и других творческих людей с этим утверждением согласны далеко не все. Если они не зарабатывают на жизнь продажей книг, картин, концертов, тогда возникает вопрос: как защитить заработанные деньги от инфляции и прочих неожиданностей? И тут начинаются проблемы. Большинство из них утверждает, что талантливый человек везде талантлив. Многие творческие личности с финансами всю жизнь были на «выросе». А некоторые стали банкротами и падали в долговую яму. Впрочем, бывают и исключения. О том, как распорядились своими капиталами известные люди прошлого и какие уроки мы можем извлечь из этого, мы поговорили с экспертами – экономистом Денисом Ракшиным и тренером по личным финансам Максимом Темченко.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЧЕТВЕРТЬ ПРЕЦЕНТ
В наши дни у граждан множество возможностей для вложения свободных средств – их просто много. На одних только банковских вкладах сейчас можно заработать до 20% годовых. Причем открыть вклад можно, нажав несколько клавиш на смартфоне. А есть еще фондовый рынок (то есть рынок ценных бумаг – акций, облигаций и т.п.), возможности инвестировать в иностранную валюту, недвижимость, промышленное производство, сельское хозяйство… Недавно еще и биткойны появились. Но не знаете, куда лучше вложиться – к вашим услугам тысячи специализированных сайтов с самыми подробными инструкциями и куча финансовых консультантов, которые с радостью помогут выработать инвестиционную стратегию (за определенный процент, разумеется).
А вот лет 100–150 назад все происходило в России в зачаточном состоянии. По переписи населения 1897 года доходами с капиталов и недвижимости в Российской империи жили всего порядка 330 тысяч человек — то есть 0,25% населения. В акции коммерческих компаний они инвестировали с опаской, вкладывались в недвижимость тоже была проблематично – миллионы квадратных метров жилья в год тогда не строили, покупать валюту смысла не было – рубль по своей устойчивости не уступал ни фунту, ни франку.
Популярными были вложения в официальные государственные займы (покупка облигаций), гарантировавшие получение фиксированного дохода и возврат всей суммы вложенного капитала по прошествии определенного срока. Кроме того, вкладывались граждане и в акции коммерческих компаний, гарантии по которым брало на себя государство. В частности, в 1870–80-х годах Россия переживала бум на покупку ценных бумаг железнодорожных компаний, развернувших строительство путей по всей стране. И некоторые творческие люди не оставались в стороне от инвестиционной ликвидности.
СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ
Композитор Сергей Рахманинов – пожалуй, пример самого грамотного инвестора среди представителей нашей творческой интеллигенции первой половины 20 века. Правда, капиталы свои он приумножал не на родине, а в США. Россию, которую гремело любил, Рахманинов покинул в конце 1917 года на пике своего музыкального карьера, категорически не приняв большевистский переворот. Вскоре музыкант оказался в США, где стал очень востребованным артистом и получал баснословные гонорары.
Но деньги он зарабатывал не ради денег. Рахманинов называли «человеком-благотворителем» – ведь не меньше трети своих доходов он тратил на поддержку соотечественников-эмигрантов, отправляя деньги и посылки в Россию, поддерживая бедствующую интеллигенцию, а в годы Второй мировой он активно поддерживал финансы Красную Армию. Еще один широко известный факт: именно Рахманинов поддержал «стартап» другого нашего эмигранта-соотечественника – знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского. Благодаря чеку Рахманинова на 5000 долларов Сикорский смог удержать на плаву свою авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation и стать «отцом» первого в мире серийного вертолета. 5000 долларов по тем временам –solid сумма, сам Сикорский просил всего 200.
Как же приумножал великий композитор свои капиталы? Во-первых, он покупал ценные бумаги. Например, американские госОблигации, которые считались надежным инструментом, особенно в период Великой депрессии. Доходность по ним не была очень высокой, примерно 3–4% годовых, зато они давали стабильный доход. Кроме того, инвестировал композитор и в муниципальные облигации, что, помимо дохода, давало возможность получать налоговые льготы. А также в акции крупных корпораций, таких, например, как General Electric. Развитие электроэнергетики в те годы было направлением перспективным.
Но это не все. Покупал Рахманинов и недвижимость (например, дом в Беверли-Хиллз и квартиру в Нью-Йорке), а также инвестировал в земельные участки в Калифорнии, поскольку предвидел рост цен на землю в этом регионе.
КОМПЕТЕНТНО
– У Рахманинова налицо главный признак хорошей стратегии – диверсификация вложений, — отмечает Максим Темченко. — У него были и ценные бумаги, и недвижимость. Ценные бумаги при этом разные – и госОблигации, и акции крупных компаний. Рахманинов не гнался за высокой прибыльностью, а больше за надежностью. И его стратегия сработала. Еще важно, что у него было определенное стратегическое видение и ставка на более вероятное развитие событий – этим он отличается от других примеров, о которых мы сегодня говорим.
ИВАН ТУРГЕНЕВ
Если вы ввести в поисковике фразу «Тургенев вкладывал», то выскочит много статей о вкладе, который этот писатель внес в русскую литературу, но ничего о тургеневских инвестициях. Между тем Иван Сергеевич был человеком состоятельным, хотя и постоянно нуждался в деньгах. Дело, видимо, в том, что расходовал их нерасчетливо (поэтому сам себя называл «безалаберным»). Но Тургенев много путешествовал, жил за границей – так что и расходы не соответствующие. Несколько тысяч рублей в год писателю приносило наследство, которое распорядился управляющий его имением. Кроме того, он также был одним из самых высокооплачиваемых писателей России.
К концу жизни писатель стал довольно известным и хорошо зарабатывающим автором, но в письмах все равно продолжал жаловаться на безденежье. О его инвестициях до отъезда за границу ничего не извещено – вряд ли он мог тогда это себе позволить. Уехав в Европу после революции, он продолжал жить достаточно скромно, денег все время не хватало. Когда в 1933 году Иван Андреевич был удостоен Нобелевской премии по литературе, ему даже не на что было поехать на ее вручение в Стокгольм, пришлось заниматься у знакомых. Чуть позже он построил здесь дом, вложив в строительство 25 тысяч рублей. Что, выражаясь языком финансистов, стало хорошим своевременным вложением.
Позже, в январе 1900 года, Чехов купил еще и домик в Гурзуфе ─ с небольшим участком. Обошлось это удовольствие в 3 тысячи рублей. А через десят лет эта дача, как и его ялтинское имение, выросло в цене уже в несколько раз. Правда, сам Антон Павлович ушел из жизни значительно раньше – в 1904-м. Но его недвижимое имущество продолжало пользоваться семьей.
КОМПЕТЕНТНО
– Инвестиция в участок в Крыму – это не погоня за большой прибылью, но долгосрочная консервативная стратегия. Как говорят: «Покупайте землю – ее больше не производят», — говорит Максим Темченко. — Тургенев, как и Рахманинов, диверсифицировал свои вложения, что очень правильно с точки зрения сохранения финансов, — комментирует Максим Темченко.
— Чем бы вы ни занимались – везде нужны специальные знания, — поясняет Денис Ракша. — Хотите пойти в бизнес – изучайте, как он работает, иначе просто выбросите деньги на ветер. То же самое – если вы решили заняться инвестициями. Но надо сказать, что умение грамотно инвестировать и успешное инвестирование не связано с родом занятий человека, поэтому неважно, писатель вы, композитор или дворник, — считает Денис Ракша. — На всякий случай, такие риски тоже нужно учитывать, если собираетесь вложить деньги, но не всегда это возможно.
— Как же у Антона Павловича были средства? – продолжает эксперт. – Писатель передал права на все свои произведения издателю (речь идет о договоре Чехова с издателем А.Ф. Марксом, согласно которому ему в 1899 году перешли все права на уже изданные и еще не напечатанные чеховские произведения, взамен автор получил единоразовую выплату в 75 тысяч рублей, — Ред.). Крым Чехов хорошо знал, часто там бывал. Поэтому, получив определенный капитал, естественно начал покупать там недвижимость по хорошей цене. Инвестировать всегда лучше в то, в чем хорошо разбираешься.
ФЕДОР ШАЛЯПИН
Именно Шаляпину приписывалась фраза «Дарод только птички поют» — недоброжелатели активно распускали слухи о его скупости. Но мало кто из знаменитостей – как прошедших, так и нынешних – прочитал много о нем, так и о его числе актера. Поскольку Шаляпин был классическим инвестором – термальные акции, кроме того, в человеческие и имена, которые подсказывали эконом Ambroise. Абсолютно уникальным среди своих взносов он был и в собственной супруге проекта, которым собирался открыть выноску — это совершенно неудивительно и на поддержание, который отстранял. Изучатьене своего дополнительного размера, можно было на этапе крупного сборника. Шаляпин тоже вкладывался в международные концерты и готовился отправить как можно больше обратных бумаг. На центральной части заходили, дачи острова, а затем аккредитовали недвижимость и специальные сбережения иності. Теперь индексировались и считалось, что это под высокую процент. Генерал Шаляпин начал усыпаться как огромный долговый ном, что в какой-то период решила суждено их заем сожителей.