Троих родителям — поддержку получили: многодетным семьям вновь будут давать легкие автокредиты
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Школы, поликлиники, кружки, спортивные секции… Все это — головная боль для родителей. И в том числе — в плане доставки своих детей. Как убеждают нас в последние годы в преимуществах общественного транспорта, но с маленьким ребенком даже по Москве не сильно-то удобно перемещаться на автобусах и трамваях! А если детей больше — два, три, четыре…
Значит, таким семьям надо помнить, чтобы купить свой собственный автомобиль. Чем государство озаботилось… еще в 2015 году. Тогда впервые запустили программу легкого кредитования. Сама машина по умолчанию должна была быть российского производства, максимальную стоимость ограничили суммой в 1 млн рублей, а скидка при покупке в кредит составляла 10% (за исключением Дальневосточного Федерального округа — там было и остается 25%).
Постепенно условия программы менялись, расширялся список доступных машин, поднимался ценовой ценз… Но в 2023-м поддержка закончилась. Точнее, сама программа легкого кредитования осталась, но многодетные семьи из нее исключили (опять же — кроме семей из ДФО). Купить машину со скидкой в 20% в последнее время могли сотрудники образовательной и здравоохранительной сфер, участники СВО и члены их семей, граждане с инвалидностью… На Дальнем Востоке дополнительно — семьи с одним и более ребенком не старше 18 лет (с «дисконтом» в те же 25%). Из госбюджета в этом году на данные цели выделили более 60 млрд рублей.
Тем не менее, в апреле, во время запуска производства новой модели Автоваза – Lada Iskra – глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил, что в правительстве рассматривается вариант расширения льготного автокредитования на семьи с детьми по всей стране. И вот, меньше месяца спустя ведомство подтвердило — с 13 мая купить машину со скидкой можно в любых регионах.
Фото: Иван МАКЕЕВ.
Кого поддержат больше?
Правда, есть пара нюансов. Чтобы получить субсидию от государства, в семье должно быть не менее трех детей. А сам размер субсидии составляет всего 10% (а не 20%, как для учителей, врачей или участников СВО). Остальные критерии — те же самые. Машина должна быть выпущена на российском заводе, иметь не менее 2000 баллов локализации, и стоить не дороже 2 млн рублей.
«Также введены особые условия на приобретение автомобилей с ручным управлением – скидка на такие транспортные средства для участников СВО, получивших ранения в ходе боевых действий, составляет 40%», — дополнительно сообщил Минпромторг.
— С одной стороны, любая поддержка важна, — рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэ. – Наверняка многие граждане, особенно в отдаленных районах, с помощью этой программы смогут купить автомобиль. Но условия вызывают вопросы – пока программа больше похожа на поддержку отечественного автопрома, чем на поддержку многодетных семей.
Собственно, главный вопрос – ограниченный список моделей. Фактически, под данную программу попадут исключительно машины производства Автоваза, УАЗа и ГАЗа, а также кроссовер «Москвич 3» и китайский Haval Jolion тульской сборки. И то — цена на последний укладывается лишь в 2 млн только в самой простой комплектации, а найти такие машины в наличии бывает непросто.
Фото: Евгения ГУСЕВА.
— При этом речь идет о семьях с тремя и более детьми. А такой семье размеситься в условной «Гранте» и «Весте» непросто! – продолжает Ян Хайцеэ. – Тем более, если дети – маленькие, и перевозить их нужно в специальных устройствах. Поставить в салон автомобиля три детских кресла – и второй родитель в него просто не влезет! По-хорошему, для таких семей должны быть доступны более вместительные машины — минивэны, 7-местные кроссоверы… Но у нас их на рынке и так почти нет. А в ценовом диапазоне до 2 млн на выбор остается только древняя УАЗ-«Буханка». И, может быть, «ГАЗель».
НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО ЭЛЕКТРОМOBILI
Смущает и пониженный (в сравнении с другими категориями граждан, попадающими под программу легкого автокредита) размер скидки.
— С одной стороны, 10% от 2 млн рублей – это 200 тысяч, которые лишними точно не будут, — рассуждает Ян Хайцеэ. – С другой – речь идет только о машинах, которые приобретаются в кредит. А у нас ключевая ставка – 21% (из-за этого автокредиты сегодня выдаются в среднем под 17 — 20% годовых, — Ред.). И разовая субсидия от государства даже близко не покрывает переплату за пользование таким кредитом.
Впрочем, не исключено, что в будущем условия подпрограммы «Семейный автомобиль» пересмотрят. Минпромторг не сообщил о выделении в этом году дополнительных средств на субсидии по автокредитам. Но может сделать это в будущем.
Кроме того, не забываем – льготы от государства распространяются также на электромобили и гибриды российского производства. Причем тут субсидии доходят до 35% (но не более 925 000 рублей), и дают их всем, а не только льготным категориям. Список доступных машин невелик, но с учетом скидки электрический «Москвич 3» можно приобрести чуть более чем за 2 млн рублей, а, например, гибридный Evolute I-Pro, собранный в Липецкой области – за 1,45 млн.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Авторынок пошел на разгон: в апреле в России выросли продажи новых машин
В службах такси останутся только «Лады» и «Москвичи»: Как это повлияет на цену поездки