Таксопарки в России обязаны использовать только локально произведенные автомобили: влияние новых требований на тарифы
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН.
Обязанность локализации такси в России
Представители бизнес-сообщества в России обеспокоены новыми требованиями по локализации таксопарков. Российский союз предприятий и предпринимателей (РСПП) выражает критические замечания к законопроекту о локализации такси, который может быть принят в ближайшее время. Если закон будет принят, это приведет к серьезным проблемам для крупных таксопарков, которые уже сталкиваются с трудностями при выборе автопарка. Водители, работающие на самозанятых, также ощущают давление на рынок, что может вызвать дефицит рабочей силы и, как следствие, рост цен — по оценкам, до 15%.
Что касается сырьевых ресурсов?
В январе 2024 года Государственная Дума на первом чтении рассмотрит законопроект о требовании локализации такси. С 1 октября 2025 года все автомобили, приобретаемые для работы в сфере пассажирских перевозок, должны быть произведены на территории России и соответствовать высоким требованиям локализации. Предполагается, что для закупок станут доступны машины, имеющие не менее 3200 баллов. Однако в текущий момент лишь четыре модели Lada — Granta, Vesta, Largus и Aura — соответствуют этим критериям (при этом Lada и УАЗы не используются в такси). В общем, ситуация выглядит затруднительно. Даже китайские автомобили Haval, выпущенные на локальном сборочном заводе, уже не соответствуют новым требованиям.
— Логика такого решения в целом понятна. Однако вследствие этого будет сокращено количество доступных автомобилей на рынке. Как отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хаицер, стремление к поддержке отечественного производителя должно стимулировать развитие локальных брендов… В общем, то, что мы обсуждаем, есть и при других схожих решениях правительства, начиная с постоянно растущего утилизационного сбора и заканчивая инициативой по пересаживанию на российские автомобили чиновников. Останется ли спрос на автомобили АвтоВАЗа? Безусловно. Но бизнес и потребитель в итоге окажутся в минусе.
Мнение экспертов о локализации такси в России
Тем не менее, не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, закон о локализации не будет иметь обратной силы, так что все автомобили, уже задействованные в такси, смогут продолжить свою работу. Во-вторых, авторы законопроекта изначально предусмотрели исключения — правительство сможет выделять отдельные категории, которые не подпадут под ограничения. Речь идет об автомобилях, производство которых не налажено в России или уровень локализации слабый. Например, в ценовом диапазоне свыше 4 млн рублей. То есть, без такси бизнесом и премиум-классом россияне не останутся. Но главное — регионы сами будут устанавливать минимальный уровень локализации. Не факт, что везде он будет столь суровым, что покупать придется только Lada.
Однако, безусловно, спрос на продукцию АвтоВАЗа все равно возрастает. Хотя он и сейчас незначительный — по данным РСПП, в прошлом году в таксопарки было закуплено более 90 тысяч машин российского производства, из которых 56 тысяч собраны в Тольятти.
— В Москве продукция АвтоВАЗа в качестве такси увидишь нечасто, но в регионах, особенно в небольших городах, те же Granta используются повсеместно. Вesta, кстати, значительно реже, — отмечает Хаицер. – Но в мегаполисах они попросту неудобны. Речь даже не о том, что китайские седаны или кроссоверы больше, комфортнее и лучше оснащены. Конечно, они и дороже, но разница в цене не столь существенна. Эти машины изначально плохо приспособлены к работе в такси в условиях интенсивного трафика и больших расстояний. На ряде моделей нет автоматической трансмиссии, а где она есть, вызывают вопросы надежность – выдержать 300-400 тысяч километров пробега без серьезных ремонтов продукция АвтоВАЗа не может. Даже сэкономив при покупке машины, потом придется больше потратить на ее обслуживание и ремонт, что в итоге скажется на цене для потребителя. Так что опасения РСПП не беспочвенны.
Сейчас бизнес просит авторов законопроекта внести в него некоторые исключения — например, установить предельную стоимость автомобилей, подпадающих под ограничения, в пределах 3,5 миллиона рублей. И отложить вступление закона в силу минимум на год — до осени 2026 года.
Кстати, сам законопроект еще не принят. Ему предстоят вторые и третьи думские чтения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Топ-7 экономических рекордов России за 3 года санкций: От роста зарплат и ВВП до успехов в машиностроении и экспорте зерна