Стратегическое развитие нации и цели до 2030 года
На прошедшем совете по стратегическому развитию и национальным проектам под председательством Владимира Путина была сформирована концепция экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Участники ранее обозначили стратегические направления, которые находят отражение в национальных целях развития до 2030 и 2036 годов, в ходе вчерашнего заседания в Кремле были определены основные тактики и инструменты работы администрации президента и правительства.
По информации старшего аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарьи Тарасенко, уровень инвестиций в основной капитал в структуре ВВП составил 20%. Каждый пятый рубль направлялся на закупку оборудования, интеллектуальной собственности и строительство объектов. В последний раз такие объемы наблюдались почти 15 лет назад. Судя по вектору и динамике инвестиционных потоков, в условиях неопределенности трудно предугадать контуры российской экономики в ближайшие годы.
Если рассматривать исключительно гражданский сектор, приоритетами дальнейшего развития станут импортозамещение и технологическая независимость. В рамках курса на цифровизацию государственных и бизнес-процессов акцент будет сделан на IT-сфере и внедрении трудоемких технологий (ИИ, беспилотный транспорт). Вливание потребует обновления инфраструктуры, прежде всего жилищно-коммунального хозяйства и строительства новых дорог.
В условиях дефицита кадров и других ограничениях роль правительства в перераспределении ресурсов будет оставаться весомой, если не определяющей. Какое здесь напрашивается решение? На мой взгляд, потенциал частных инвестиций даже в новых условиях остается на высоком уровне, однако для устойчивого интереса необходимо развивать институт так называемых «длинных денег».
Источником долгосрочных инвестиций в России, да и в мире в целом, исторически являются институты развития. После распада СССР архитектуру Внешэкономбанка, который занимался, простите за тавтологию, внешнеэкономической деятельностью союзного государства, перекроили для эффективной поддержки крупных проектов национального масштаба. С тех пор ВЭБ.РФ реализовал множество значимых государственных инициатив, которые оказали положительное влияние на экономику нашей страны.
Его ключевым продуктом в области проектного финансирования — Фабрика проектного финансирования (если совсем упростить – это инструмент хеджирования процентной ставки в кредите). Сегодня вместе с коммерческими банками ВЭБ финансирует проектов более чем на 2 трлн рублей. Инвестиции, например, в логистическую инфраструктуру (новые дороги, мосты, аэропорты) позволили значительно повысить не только доступность регионов, но и качество жизни миллионов россиян. А турпоток иностранных туристов только за первые 10 месяцев этого года уже вырос на 50%. Наглядная иллюстрация мультипликативного эффекта в действии.
В рамках нового бюджетного цикла «Фабрика» получит субсидию на 125 млрд рублей. Существенный объем, однако в текущих макроэкономических условиях возможности этого инструмента сократились, поэтому, по мнению Игоря Шувалова, «Фабрику» необходимо донастроить. Например, привлекать в качестве финансового ресурса пенсионные накопления. Это, кстати, мировая практика – пенсионные фонды являются ключевыми источниками инвестиций в долгосрочные проекты. Учитывая, что ВЭБ по закону управляет средствами так называемых «молчунов», кажется логичным – организация нового источника финансирования под эгидой корпорации. Вчера Шувалов заявил, что для этого потребуется дополнительное регулирование, которое обсуждается с ЦБ, но уже принципиально поддержано Минфином.
Вполне вероятно, что такая инструментарий найдет отражение в новой стратегии ВЭБа – ее планируют представить в начале следующего года. Как заявил Игорь Шувалов, к 30-му году банк развития планирует поддерживать проекты на сумму до 30 трлн рублей. Достижение такой амбициозной даже по меркам государственного института развития цели требует безупречной координации работы финансово-экономического блока правительства. Поэтому вчерашнее заявление Владимира Путина на заседании президентского совета по стратегическому развитию и нацпроектам прозвучало вполне логично и ожидаемо.
«Предлагаю на площадке нашего Совета создать специальную рабочую группу, в ней также примут участие главы ведомств, финансово-экономического блока правительства. И прошу эту работу организовать, возглавить ее Игоря Ивановича Шувалова», – заявил президент.
Структурная трансформация экономики – сложный процесс, который России предстоит проходить в форсированном режиме: уже к 2030 (первая «отсечка» национальных целей) должны быть продемонтрированы значимые результаты. Как заявил Владимир Путин не только в статистических показателях, но и в реальных изменениях в жизни людей.