Способы увеличения себестоимости цемента
Фото: Shutterstock.
С 2025 года в России начнётся реализация нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». Основной целью данного проекта является комплексное развитие населённых пунктов, особенно в контексте улучшения качества жилищного строительства.
Однако в 2024 году, как показали данные Росстата, в стране отмечено снижение объёмов жилищного строительства на 2,4% по сравнению с 2023 годом. Этот показатель составил более 107 млн квадратных метров. Важно отметить, что поддержание необходимого уровня строительства обусловлено развитием строительной отрасли, включая цемент как один из ключевых материалов, используемых в строительстве и ремонте.
— Материалы, для которых нет заменителей, становятся особенно важными в текущих условиях, — подчеркивают эксперты консалтинговой компании СМПРо. — Если речь идёт о цементе, это в первую очередь значит, что строительные компании и девелоперы должны концентрироваться на этом материале.
— Производство цемента на территории государства в необходимом объёме является необходимым условием для его суверенитета. Недостаток собственного цемента может привести к влиянию со стороны внешних поставщиков и окажет значительное влияние на развитие страны, — добавила Дарья Мартынкина, исполнительный директор НО «СоюзЦемент» на круглом столе в Президентской академии.
По её словам, в 2024 году в стране произведено 65 млн тонн цемента, что на 3,1% больше, чем в 2023 году. Производственные мощности составляют 104 млн тонн цемента в год.
Согласно данным НО «СоюзЦемент», в настоящее время 15% структуры себестоимости производства цемента составляют затраты на топливо, 8% — на электроэнергию, 10% — на сырьё, 13% — на ремонт, 17% — на оплату труда и страховые взносы, 3% — на тару. Около 14% приходится на общезаёмные расходы, амортизацию и услуги сбытовых организаций, 8% — на прочие затраты.
— В настоящее время цементники не могут влиять более чем на 40% своих затрат, — отметила эксперт. — Производство цемента является энергоёмким процессом, и основные факторы роста себестоимости продукции – это увеличение тарифов естественных монополий и железной дороги. Кроме того, в результате санкций, введённых в отношении нашей страны, девальвация рубля и высокие ключевые ставки значительно увеличили стоимость реализации инвестиционных проектов, в том числе экологических.
Управляющий партнёр консалтинговой компании СМПРо Владимир Гузь отметил, что основная проблема заключается в том, что старые сложности не исчезают, но появляются новые.
— К старым трудностям, через запятую, можно отнести постоянный рост стоимости топлива, электроэнергии, грузовых перевозок, — перечислил он.
Вот некоторые цифры по росту затрат в 2024 году:
— более чем на 20% подорожала железнодорожная логистика,
— 11,2% — газ,
— 9% — электроэнергия,
— 9% — запасные части и комплектующие для ремонтных работ,
— 34% — услуги подрядных организаций по выполнению строительных монтажных работ.
Заметьте, большинство позиций намного обгоняют официальную инфляцию (9,5%).
— В 2022 году к этому прибавились сложности в приобретении зарубежного оборудования и запасных частей, — добавил Владимир Гузь. — 2024 год принесет рост ключевой ставки ЦБ РФ. Из последнего – РЖД фактически вводит ограничения на перевозку строительных грузов. Точнее, они и раньше были, но теперь ужесточены эти ограничения официально.
Ставка Как Ограничение
Казалось бы, причиной тут ключевая ставка, спросят люди, далекие от производства цемента. И, на первый взгляд, оценить её влияние на стоимость цемента невозможно. Однако если учесть, что суммарная кредиторская задолженность предприятий цементной промышленности на конец 2023 года составила 326 млрд рублей, а производство 63 млн тонн, то на одну тонну произведённого цемента приходится 5,2 тысячи рублей долга.
— 1 процент от этой суммы (уплачиваемый, например, за пользование чужими ресурсами) составляет 52 рубля на тонну. 20 процентов – 1035 рублей на тонну, — подсчитали в СМПРо. – В целом, не менее пятой части стоимости цемента на предприятии может составлять вклад процентной долговой нагрузки. Вклад процентных платежей в стоимость цемента на предприятии является самым значительным, сопоставимым с затратами на топливо и электроэнергию, или фондом заработной платы.
Сегодня ключевая ставка составляет 21%, о её снижении речи пока не идёт. Регулятор будет держать её на высоком уровне, пока не удастся обуздать инфляцию и оградить российскую экономику от перегрева. С одной стороны, меры оправданы. С другой, такая ставка ограничивает долгосрочные инвестиции и ставит рынок жилищного строительства на паузу. Отсюда вывод — потребление цемента в 2025 году может быть ниже, чем в прошлом.
— Снижение в диапазоне до 5% можно считать вполне оптимистичным прогнозом, — уверены в СМПРо. — На этом фоне будет происходить снижение нагрузки мощностей на предприятиях отрасли. Минус 2 – 3 процента потребления – это минус одна технологическая линия или один средний цементный завод.
Почему У НИХ ДЕШЕВЛЕ?
Импорт — ещё один барьер для российского цементного производства. В 2024 году он составил 3,7 млн тонн и вырос на 8,9% к предыдущему году, что опережает рост самого рынка.
Владимир Гузь в своих оценках категоричен: «Россия не «импортирует» цемент. В Россию сгружают невостребованный цемент на рынках Беларуси, Ирана и прочих стран». При этом у российских цементников достаточно мощности для обеспечения потребителей качественной продукции.
— Экспансия импортного цемента на рынок Российской Федерации не говорит о том, что российский цемент неконкурентоспособен, — объясняет Дарья Мартынкина. — Однако в странах-импортерах многие затраты либо субсидируются государством (их руководство понимает чрезвычайнную важность для государства основополагающего строительного материала — цемента), либо их стоимость для производителей ниже, чем в России, особенно при пересчёте по паритету покупательской способности. Это касается широкой номенклатуры основных затрат — электроэнергии, топлива, сырья, добавок, оборудования, запасных частей и материалов, транспортных и логистических услуг. Также в этих странах может быть более лояльная система налогообложения и кредитная политика для производственных предприятий. Таким образом, многие элементы структуры себестоимости дешевле в странах-импортерах, что делает себестоимость российского цемента более высокой. Очевидным преимуществом в странах-импортерах является высокая загрузка мощностей. В России за последние десять лет этот показатель составил не более 61%.
Что ДАЛЬШЕ?
В последние годы потребление цемента в строительной отрасли уменьшается. 2025 год не станет, по ожиданиям экспертов, исключением. Значительное снижение спроса может стать одной из причин кризиса в отрасли. Ведь отличия от строительной цементники могут надеяться только на себя, свои силы и ресурсы.
По оценке СМПРо, спад потребления цемента может не ограничиться только первым полугодием. В дальнейшем всё будет зависеть от бюджетного финансирования национальных проектов и ситуации на рынке жилищного строительства. Если во втором полугодии негативные тенденции сохраняются, то по итогам 2025 года следует ожидать снижения потребления цемента. И это будет впервые с 2018 года.
— Самой реальной и эффективной для всех мерой может быть только сохранение объёмов строительства. Если снижается объём жилищного, то необходимо наращивать объёмы инфраструктурного и социального строительства, — уверен Владимир Гузь.
В НО «СоюзЦемент» подготовили свои предложения по сдерживанию цен на цемент. Это сдерживание роста тарифов естественных монополий и развитие цементной промышленности, в том числе за счёт subsidies открытых рынков для производителей, повышения спроса на добавочные цементы, субсидирования доставки альтернативного топлива на заводы, предоставления субсидий на модернизацию цементных линий для применения альтернативного топлива и отходов.
— Снизить условно-постоянные издержки поможет увеличение загрузки производственных мощностей цементных заводов, для чего важно нарастить объёмы всех видов строительства, строить круглогодично, возводить экологичные, экономичные и безопасные дороги с цементным покрытием, — заключила Дарья Мартынкина.
И здесь не поспоришь. Дороги России нужны. Если федеральные трассы сейчас вызывают всё меньше нареканий, то региональные и муниципальные дороги требуют особого внимания. Как инфраструктура для жизни.