Снижение продаж товаров со скидками в России: причины изменения
В 2024 году в России наблюдается значительное снижение объема продаж товаров по акциям, которое фиксируется уже на протяжении нескольких лет. Об этом свидетельствуют данные, представленные в исследовании аналитической компании «Нильсен».
«В период с сентября 2023 года по сентябрь 2024 года объем продаж товаров с акциями в онлайн-торговле продолжал снижаться. Основной причиной такого тренда является уменьшение доли провианта, в то время как на непродовольственных товарах произошло незначительное изменение», — сообщается в отчете.
Среди товаров, которые стали чаще продаваться с акциями, можно выделить шоколадные плитки, майонез, консервированные грибы и овощи. При этом средний размер скидки упал с 19,7% до 17,4%.
Эксперты связывают это с тем, что продажи продовольственных товаров уже давно превышают спрос, и они не нуждаются в активном привлечении покупателей. В то же время в непродовольственном сегменте восстановление проходит медленно и требует дополнительных стимулов для привлечения спроса. В среднем скидка в онлайн-коммерции составляет, например, 23,8%.
Еще одной причиной является наличие постоянных скидочных ценников на многих продовольственных товарах, что снижает необходимость в специальных распродажах.
— Снижение доли акционных предложений в торговых сетях – это тренд последних лет, и он связан с влиянием на рынок формата жестких дисконтёров: в таких магазинах низкие цены действуют постоянно на весь ассортимент, — пояснил президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. — В условиях высокой конкуренции в торговле стали чаще применяться модели постоянного поддержания низких цен на значительную часть ассортимента (EDLP — every day low price). Свой вклад в политику низких цен вносят и растущие доли собственных торговых марок (СТМ) в ассортименте различных сетей. Как правило, СТМ в промо-акциях не участвуют, поскольку и так предлагают покупателям низкие цены относительно остального ассортимента.
По словам эксперта, активность промо-предложений стала смещаться в сторону товаров среднего и премиального сегмента — мясных и рыбных деликатесов, полуфабрикатов, алкоголя, а также непродовольственных товаров. Активизации промо-активности можно ожидать в сезон новогодних праздников, считает Караваев.
В будущем может появиться новый прием для привлечения покупателей — скидка в скидке.
«Возможно, в 2025 мы увидим не просто дальнейшее расширение этой стратегии, но и следующий шаг ее эволюции: внедрение краткосрочных скидок внутрь долгосрочных, то есть снижение цен от уровня уже сниженной цены. Такой шаг может дополнительно привлечь покупателей в условиях конкуренции и позволит более гибко регулировать работу с ценовой стратегией», — сказала директор по аналитике и консалтингу «Нильсен» Марина Волкова.
Что именно стало реже продаваться со скидкой?
Консервированные грибы и овощи
Макаронные изделия
Шоколадные конфеты и батончики
Сосиски разветвленные и упакованные
Корм для кошек
Источник: «Нильсен»
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Рубль попал в идеальный шторм: как курс доллара влияет на экономику России (подробно)