Снижение потребления водки в России продолжается третий год подряд
Фотография: Кадр из фильма «Особенности национальной охоты», 1995 год
«Пить стали меньше. Стали меньше пить», — так мог бы призывать герой комедии «Ирония судьбы…», если бы её решили перезапустить в 2025 году.
И делал бы он это не так, как в романтические 70-е, когда вино по 80 копеек было в каждой квартире, а более по современному: с ясной головой и упругой походкой, отправляясь к маме за безалкогольной сауной. Вот так докатились!
— В России потребление водки снижается уже третий год подряд, — заявляет КП доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского РАНХиГС, руководитель «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.
Правда, водка, надо отдать ей должное, так просто не сдается. Национальный напиток как-никак. В 2023 году продажи по сравнению с 2022-м действительно упали, но в 2024-м, по данным Росалкогольцентра (РАТК), остались практически на том же уровне — выросли на сотую долю процента.
Фотография: Дмитрий Полунин.
А вот в секторе опьянений было отмечено снижение: с 17,4 млн литров водки в 2023 году до 12,9 млн в 2024-м. Но тут все понятно: региональные власти объявили войну «наливайкам» — небольшим заведениям в жилых домах, где можно хоть днем, хоть ночью выпить рюмашку, но и купить бутылочку навыно. «Наливайкам» стали ограничивать время работы, а многие вообще закрыли. Закручивать гайки продолжается. Борьбой охвачено уже 64 субъекта РФ.
И уж абсолютного бесспорного падения интереса россиян к водке мы увидели в первом квартале нынешнего года. Продажи беленькой по сравнению с аналогичным периодом 2024-го снизились на 7,2%, а производство — вообще на 23%!
НЕВКУСНО
В чем же причины таких резких перемен?
Эксперты первым делом обвинили цены. Действительно, с 1 января 2025 года выросли акцизы, а вслед за этим и минимальные розничные цены. Минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки стала выше на 50 рублей и составила 349 целковых.
Но измерять такие тектонические сдвиги одним лишь чистоганом — это абсолютно не понимать русскую душу. Ну что такое 50 рублей? Сравните: по данным Росстата, только лишь за март билеты на поезд подорожали примерно на 20%. И что, люди перестали ездить? Ничуть не бывало. Вот и с водкой то же самое. На самом деле, причина глубже. Отношения водки и русского человека переживают глубокий кризис. Любовь уходит. Так бывает.
— Я водку уже несколько лет не пью, сейчас виски пью, — огорошил меня знакомый автоправщик, простой подсобный мужик, не замеченный ранее в особо высоком достатке и эстетстве.
То, что виски дороже, его нисколько не смущает.
— Ну и что, — говорит. — А мне нравится. А водка — уже не нравится.
Вот что главное: нравится — не нравится. Водка уже не нравится.
Фотография: Дмитрий Полунин.
Подводим итог, что водка изготавливается из спирта-ректификата. Не буду углубляться в технические подробности, отмечу лишь, что это максимально очищенный спирт, абсолютно не сохраняющий вкус исходного продукта, из которого его получили. Градус в чистом виде. Который пьют с одной целью — перейти в измененное состояние сознания. Никакого наслаждения вкусом и ароматом исходного сырья — яблок, ржи, ячменя, винограда.
Когда-то, во времена СССР, простому человеку была по карману только водка. Коньяк по особым случаям — это не в счет. А когда на прилавках появились зарубежные бутылочки, люди стали сравнивать. И позиции «национального напитка» пошатнулись.
— Действительно, все больше людей считают водку невкусной, — признался «КП» сомелье Григорий Шевченко. — Кстати, ее охладеют только для того, чтобы спрятать этот не самый приятный водочный вкус. Чтобы его перебить, выпускают водку с добавками, либо люди сами готовят на ней настойки с медом, лимоном, специями. Но когда в стране стали производить недорогой виски и джин, многие перешли на эти напитки.
А производить их очень даже стали.
— Сейчас как раз сошлись два фактора — с одной стороны, у многих выросли зарплаты, с другой, на прилавках появились доступные по цене отечественные марки виски или импортные, но разные в России, — рассказал «КП» директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. — И многие получили возможность перейти на более высокий, как им презентуется, класс напитков.
Сыграли роль и популяризация здорового образа жизни (спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек), и общественное мнение, в котором уже нет былой терпимости к пьянству…
— Употребление снижается еще и потому, что стал жестче контроль на рабочих местах, — обратила внимание «КП» исполнительный директор международной IT-компании и цифровой платформы здравоохранения «Медбанк» Галина Ксензова. — На производстве все чаще внедряются «умные» прокладки. Мало приложить электронный пропуск — нужно еще и сделать сильный выдох, чтобы встроенный алкотестер дал «добро» и турникет открылся.
А каким именно напитком пользуются у нас некоторые заводские работники — думаю, уточнять не нужно. Уж я явно не романтик.
НАЛИШЬ, МОЛОДЕЖЧЬ?
Особенно активно водка теряет сторонников среди молодежи.
— Зумеры (люди 1996 — 2011 годов рождения) и миллениалы (1981 — 1995) массово игнорируют водку и переходят на слабые коктейли, сидр, крафтовое пиво, — утверждает Черниговский. — Есть у молодежи интерес и к экзотике — корейские соджу и мацкали (разбавленное рисовое вино) и мексиканская текила, японский сетю. Люди хотят удовольствий, а не градуса.
Впрочем, есть в отказе от водки и элемент френдстерства. Юношеского протеста.
— Молодежь воспринимает водку как «напиток родителей» и ассоциируют ее с социальными проблемами прошлых десятилетий, — сказала «КП» врач-психиатр-нарколог Марина Калюжная. — Самый высокий уровень антагонизма наблюдается у поколения зумеров.
— Молодежь 18 — 25 лет водку в чистом виде почти не признает, — говорит Калюжная. — Им важно, чтобы было вкусно, модно, без тяжелого опьянения. Те, кому за 25-40, могут и вино выбрать, и виски. Но, как правило, знают меру. Пьют, скорее, для расслабления, а не чтобы «дойти до кондиции». А вот у поколения 40+ еще сильно стереотипы в стиле «Какой праздник без водки?». Но здесь видны перемены — люди стали больше задумываться о здоровье. Давление, печень, сердце — кто-то сокращает дозу, кто-то переходит на более легкие напитки.
Многие молодые люди вообще отказываются от спиртного. Например, 28% зумеров заявили, что совсем его не употребляют (см. «Наглядно»). Хотят «вкусно и без градуса». Поставщики не успевают подвозить в рестораны безалкогольные напитки — настойка выросла в спросе.