Снижение ключевой ставки и уровень инфляции 4%: Основные моменты из выступления главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в Госдуме 19 ноября
«Об основных направлениях государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» — так назвался доклад, с которым глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила перед депутатами Госдумы и членами правительства РФ 19 ноября.
Проблема – в кредитах
В этом стратегическом документе Банк России разъясняет свои подходы к проведению денежно-кредитной политики на ближайшие три года. Главный вопрос, который тревожит большинство – что будет с ключевой ставкой, которая 19 октября обновила исторический рекорд, достигнув уровня 21%. Ведь от ключевой ставки, под которую Центробанк выдает деньги банкам, зависят ставки по кредитам и вкладам. По словам Эльвиры Набиуллиной, такие высокие показатели ставки — вынужденная мера, направленная на борьбу с инфляцией.
— Наша политика направлена на сдерживание роста цен. Без этого устойчивый рост экономики невозможен. А инфляция остается высокой уже четвертый год подряд, в результате чего накапливается большая инерция в инфляционных ожиданиях граждан и бизнеса. Это заставляет нас действовать решительно, чтобы недуг не стал хроническим, — отметила глава ЦБ.
По ее словам, на повышенный спрос, который ведет к росту цен, повлияли выросшие доходы граждан, увеличенные расходы бюджета, а главное – беспрецедентный рост кредитования. Затормозить его оказалось не так просто. В итоге признаки замедления появились только во второй половине текущего года и только в частном секторе. Простые жители действительно стали реже обращаться в банки за ссудами. Чего нельзя сказать про бизнес.
— В отличии от розницы, в корпоративном кредитовании до настоящего момента никакого замедления не просматривается, — отметила Эльвира Набиуллина. – В августе предприятия взяли кредиты на 1,6 трлн рублей. Столько же – в сентябре. И, по предварительным оценкам, составим сумму – в октябре.
Задействованы все ресурсы
В итоге складывается неоднозначная ситуация. Быстрый рост спроса, поддержанный кредитами, привел к столь же быстрому росту экономики. С другой – он заметно опережает скорость, с которой расширяются производственные возможности.
— Мы впервые находимся в ситуации, когда в экономике задействованы практически все ресурсы, — рассказала глава ЦБ. – Такой низкой безработицы – 2,4% — у нас не было никогда! При этом 73% предприятий испытывают нехватку кадров. Да, доступность кредитов также снижалась в последнее время, но вплоть до октября значительно уступила дефициту кадров как главному фактору, сдерживающему производство.
Фото: Иван MAKEEV.
— Когда речь заходит о ресурсах, имеется в виду, что больше практически нет свободных производственных мощностей и подготовленных кадров, — пояснил в интервью радио «Комсомольская правда» экономист Олег Сухарев. – Но с этим можно поспорить. По моим оценкам, где-то до 10% площадок, пригодных к загрузке, у нас еще есть. А вот кадровые ограничения действительно имеются, и дефицит этот серьезный. Только сложился он не в 2022-2024 годах, и даже не в ковидном 2020-м, а значительно раньше. Бить тревогу начали еще лет 15 назад. Нынешний дефицит кадров символизирует отсутствие в стране стратегического планирования в этом направлении. И оправдывать столь жесткую монетарную политику дефицитом кадров в обрабатывающей отрасли, созданию которого государство само десятилетиями способствовало, нельзя.
Тем не менее, по словам главы Центробанка, сейчас наша экономика находится в переломной точке. По оценке банков и предприятий, в ближайшие месяцы можно ожидать общего замедления корпоративного кредитного портфеля.
— С некоторым лагом это приведет и к замедлению текущей инфляции, а затем мы увидим перелом в показателях годовой, — подчеркнула Эльвира Набиуллина. – Это и будет подтверждением того, что денежно-кредитная политика достигла, наконец, требуемой жесткости. Мы считаем, что она позволит снизить инфляцию до 4,5-5% в следующем году, а затем стабилизировать ее вблизи 4%. По мере ее торможения мы будем рассматривать снижение ключевой ставки. Если не будет каких-то дополнительных внешних шоков, она начнется в следующем году.
При этом в Центробанке отметили – вплоть до 2027 года ключевая ставка все равно останется двузначной.