Скончался Виктор Геращенко — человек, который четырежды возглавлял Центробанк
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
«Нулевая Инфляция — Только На Кладбище»
«Деньги хранить лучше у жены», — делился с нами опытом Виктор Геращенко.
«Нулевая инфляция бывает только на кладбище», — учил нас Виктор Геращенко.
«Запомните главное: есть закуска — пьем водку, нет закуски — пьем виски», — наставлял нас Виктор Геращенко.
Геращенко, как и многие видные люди из странных 80-х и 90-х, за словом в карман не лез. Поэтому в нашей памяти он прочно займет место где-то рядом с другими знаменитыми остроумцами. Тоже Виктором. Степановичем.
Хотя Геращенко, конечно, вошел в историю не остроумными перлами. Шутка ли – единственный человек, который четыре (!) раза возглавлял главный банк страны! А лучше нет, вот вам такая регалия: Геращенко возглавлял Центробанки двух разных стран (причем по два раза).
Сначала был председателем Госбанка СССР — с 3 августа 1989 года по 26 декабря 1991 года. В этом календаре появились три дня, когда он покинул этот пост, но заменены не нашлось и Геращенко вернулся в кресло банка. То есть формально Геращенко возглавлял главный банк СССР дважды.
Потом он возглавлял Банк уже России – с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002 годы.
Вот ведь судьба!
Впрочем, ничего удивительного. Геращенко – банкир от рождения. Его отец Владимир Сергеевич был первым заместителем председателя правления Госбанка СССР. И в этом же самом Госбанке Геращенко-младший начинал свою карьеру в 1960 году. Простым бухгалтером. Возглавлял банки в Ливане, ФРГ, Сингапуре…
Это была долгая, яркая жизнь.
«Скончался Виктор Владимирович Геращенко. Великий финансист, лучший из тех, кого я встречала и была знакома. Он никогда не верил и не следовал тем догмам и мифам, которые навязывали нам в 90-е годы. У него был талант, интуиция и опыт, которые позволяли ему принимать самостоятельные и правильные решения. Уходят Титаны! Вечная им память!» — написала вчера в своем телеграм-канале депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
ПОЛУЧИЛСЯ, КАК ВСЕГДА
Но оставим оценку многолетней работы деятельности Геращенко историкам экономики. В памяти простого человека он остался одним из авторов скандальных денежных реформ 90-х годов.
Первая – «павловская» — случилась в 1991 году. Тогда жителям СССР дали три дня на обмен банкнотами номиналом в 50 и 100 рублей на купюры нового образца. В обороте было таких купюр на сумму в 48 миллиардов рублей, а обменять сумели лишь 40 миллиардов. «Выигрыш» государства – 8 миллиардов рублей.
И вторая – денежная реформа 1993 года. Вкратце, выглядела она так. В постсоветской стране инфляция съедала деньги и судьбы: цены за 1992 год в России взлетели на 2508%. Одной из главных причин гиперинфляции назвали слишком большую денежную массу в стране, которая к тому же постоянно увеличивалась (рубли к нам хлынули из союзных республик, да и власти РФ их «допечатывали» в безналичном виде). А в стране на тот момент циркулировали еще советские рубли. И власти придумали план: обменивать советские купюры на банкноты нового образца. Но по хитрости…
И вот 22 июля 1993 года по телевидению зачитали телеграмму ЦБ такого содержания:
«Граждане Российской Федерации… могут в течение двух недель, с 26 июля по 7 августа 1993 года, производить свободный однородный личный обмен изымаемых денежных билетов Госбанка СССР, Сберегательного Банка России при наличии паспортов. Денежные билеты на сумму до 35 тыс. рублей обмениваются непосредственно в Сбербанке России. Сумма денежной наличности свыше 35,0 тыс. рублей подлежит зачислению на депозит сроком на 6 месяцев».
Народ в панике кинулась «спасать» деньги. Менять на рубли нового образца, скупать валюту и сметать товары с полок магазинов. Цены, как и полагается, взлетели еще выше…
Но уже 26 июля ситуация изменилась. Выступил президент Борис Ельцин и сообщил «дорогим россиянам», что лимит обмена увеличен до 100 тысяч рублей. Продлили и срок обмена — уже не до 7 августа, а до 1 октября. Но в итоге из 5,1 трлн рублей наличности обменяли только 1,9 трлн. Денежная масса уменьшилась почти на две трети. Инфляция замедлилась: по итогам 1993 года она составила «всего» 839%. Но многие так и не смогли обменять все свои «старые» рубли на «новые» или потратить свои сбережения на товары по адекватной цене.
Это было серьезное, но далеко не единственное финансовое потрясение, которое мы пережили в 90-х. «Мы все переживем. Мы — народ терпеливый», — так хочется с гордостью и горячо сказать после таких ситуаций. Кстати, угадайте, чья это фраза?
Все верно. Виктора Геращенко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Не стало Ларисы Голубкиной: как актриса попала в «Гусарскую балладу» и почему Эльдар Рязанов «холоднокровно оскорблял» ее на съемках
«Прощай, Бедрос, теперь ты наш ангел»: Дети Филиппа Киркорова расплакались, прощаясь с дедушкой