Склад высоких технологий: как роботы, конкуренты и BigData меняют мир логистики
Логистическая отрасль претерпевает значительные изменения. Если 25-30 лет назад работа на складе подразумевала тяжелый физический труд и ведение учета на бумаге, то в начале 2010-х годов склады начали массово оснащать системами управления и переходить на электронный документооборот. Это стало важным шагом навстречу прогрессу, но сегодня логистика вступает в новый этап, где на первый план выходят экономика времени и ресурсов, а также технологии, которые могут упростить или полностью заменить процессы.
— Еще 3-4 года назад многие инновации применялись скорее для «престижа», — рассказывает директор по эффективности цепочки поставок компании Health&Nutrition Михаил Беднов. — Компании могли позволить себе вложить деньги в системы или роботов, которые не окупались, просто чтобы посмотреть, как это будет работать. Теперь же мы все стремимся к следующему уровню развития, так называемому «локомотивному», который стал стремительно расти в онлайн-ритейле. Это автоматизация, частичная роботизация операций, роботизированная шаттловая система хранения и так далее.
Для компании H&N инновации — часть стратегического развития. Представьте себе: 12 заводов — практически каждый из них производит уникальные товары, которые потом доставляют по всей стране; 27 складов — от Москвы до Краснодарского края и до Иркутска. Отгружать и доставлять товар надо не просто быстро, а очень быстро, не теряя при этом качества: «капризные» молочные продукты не прощают ошибок. К тому же приходится следить за затратами на логистику, чтобы не поднимать итоговую стоимость товаров — покупатели этого не оценят.
Таким образом, перед логистикой стоит много задач, которые решаются с разных сторон, — совершенствуются, собственно, сами склады, внедряются новые технологические решения, и даже налаживаются отношения с конкурентами — это одно из новшеств компании.
Михаил Беднов отмечает: сегодня сложно назвать направление, наиболее приоритетное для инновационного развития. Все они одинаково важны.
WMS — система управления складом — уже давно перестала быть модной, превратившись в обязательное условие работы. Она должна быть на любом современном складе. Но теперь уже недостаточно просто управлять; нужно управлять эффективно. Поэтому следующим этапом станет BigData — анализ огромного объема данных, тех сотен мегабайт информации, которые ежедневно генерируются как WMS, так и другими системами, и которые касаются любых деталей работы склада, вплоть до времени, которое кладовщик потратил на сборку заказов. Это, пожалуй, сегодня цифровое направление номер один.
Но важно не только анализировать имеющуюся информацию, но и суметь смоделировать будущие изменения, чтобы можно было переносить их в реальность с практически стопроцентной уверенностью в успехе. Ведь если какое-то новшество «не зайдет», это может просто сорвать поставки.
— Для этого мы планируем создать «виртуальный склад» — цифровую копию, полной повторяющую текущие операции нашего объекта, — объясняет старший менеджер по логистической эффективности Иван Шаховский. — В его основу заложены математические модели, которые позволяют нам создавать различные ситуации и смотреть, что будет, если, например, выйдет меньше работников, будет больше клиентов, больше отгрузок и так далее. Так мы понимаем, что нам нужно изменять в реальности, чтобы выстроить процесс максимально эффективно.
А вот широко обсуждаемый искусственный интеллект — в логистике пока почти не задействован. Эксперты говорят: надо подождать несколько лет, пока ажиотаж спадет, и можно будет говорить о практических вещах. Тем не менее ИИ уже смог помочь в вопросах, связанных с безопасностью, к которой компания относится очень серьезно. Его внедряют в систему видеонаблюдения, чтобы отслеживать нарушения, например, опасное вождение погрузчика, работать без каски, и сообщать об этом. Один из примеров данных программ, это, кстати, отечественная разработка, которая уже заинтересовала локальный бизнес в Индии.
Меняются и сами склады, точнее — их наполнение. Все это направлено на экономию: места, времени, человеческого труда. Кто-то использует мезонинные двух-, трех-, четырехярусные стеллажи, чтобы оптимизировать площадь склада, — он растет вверх, а не вширь. Кто-то — гравитационные: стеллаж располагается под небольшим углом и оснащен маленькими роликами. Все просто, но эффективно.
— Когда мы ставим на стеллаж паллет, он под своей тяжестью медленно едет к другому краю, — рассказывает Михаил Беднов. — Так экономится и складское пространство, и человеческий ресурс.
Экономика этого ресурса — ручного труда — сегодня в принципе звучит как лейтмотив прогресса и тренд на ближайшие годы. Сразу оговоримся, речь не идет о полной замене человека машинами — роботизация одного только склада, по самым оптимистичным прогнозам, окупится лет через 30. Но есть отдельные процессы, которые можно автоматизировать.
— Например, можно сократить время, которое комплектовщик тратит на перемещение, — сейчас ему ведь необходимо пройти между стеллажами по всему складу, чтобы собрать заказ, — говорит Михаил. — Сегодня эту задачу могут решать работы, связанные с WMS — они с точностью до секунды знают, какому комплектовщику что подвозить, а человек просто стоит на месте и собирает. Такая технология экономит до 70% времени работника, и сейчас она впервые становится экономически интересной.
Пока что такие работы в России есть на единичных складах, и до недавних пор они были исключительно иностранного производства. Но сейчас уже появились российские производители, причём — если верить отзывам тех, кто эксплуатирует их разработки, — они ничуть не хуже. Эксперты говорят: потребность в импортозамещении значительно ускорила развитие отечественных технологий. Самый яркий пример — та же система WMS, без которой крупный склад, отгружающий в день 1,5–2 тысячи заказов, в каждом из которых 500-600 позиций, в принципе работать не может, даже если увеличить количество людей в 5 раз: они элементарно не будут знать, где стоит товар, куда его надо везти и так далее. Её надо было заменить не просто срочно, а очень срочно.
— До 2022 года у нас было французское программное обеспечение, — говорит Михаил. — Когда риски стали реальностью, мы начали искать отечественный вариант. И оказалось, что есть ряд очень хороших российских решений, которые дешевле в 5 раз. В чем уникальность проекта — мы внедрили новую систему за 11 месяцев, хотя стандартный срок реализации такого проекта — 3 года. На уровне отрасли это серьезное достижение, которое еще более впечатляет тем, что мы ни разу не останавливались в операциях.
Месяц назад в компании завершили и локализацию системы TMS, которая помогает управлять транспортным блоком логистики.
Заметное отличие логистики от многих других сфер бизнеса — удивительно дружеское комьюнити. Здесь запросто могут советоваться с логистами конкурирующих компаний, вместо искать лучшие решения, потому что это оказывается выгодно и эффективно для всех. В H&N, пожалуй, одним из первых, еще 3 года назад, начали развивать коллаборации с другими компаниями и по праву считают этот проект своим ноу-хау, инновацией во взаимоотношениях.
— Еще 4-5 лет назад невозможно было представить, что мы будем делить грузовик, который доставляет товар в торговые точки, напрямую с кем-то из конкурентов, — рассказывает Иван Шаховский. — Но из-за этого машины часто ездили полупустыми — ведь физически невозможно одной машиной доставить за смену товар больше, чем в определенное количество точек. Сейчас же мы активно ищем крупных производителей, которые возят свой похожий товар в те же точки, чтобы оптимизировать логистическую цепочку и потратить меньше денег. Конечно, все это очень сложный процесс, и нам даже пришлось получать разрешение Федеральной антимонопольной службы, но теперь мы можем снижения издержки в логистике. Полное вероятно следующим шагом может быть и совместное складское хранение.
При этом изменились и отношения поставщиков и ритейла: по словам экспертов, за последние годы уровень взаимодействия вырос почти с нулевого до очень высокого. В какой-то момент все осознали, что сотрудничество снижает общие затраты, а значит и затраты потребителя. За счет этого некоторым представителям индустрии удалось оптимизировать и доставку, перейдя на «доверительную приемку».
— Водитель приезжает ночью, сам открывает своим ключом специальный холодный блок, загружает туда продукт и уезжает, — говорит Иван. — Этот формат не столько про инновации в технологиях, сколько про инновации во взаимотношениях. Я считаю, что оптимизация должна быть направлена именно на выстраивание этих связей.
В целом же, по словам экспертов, логистика как совокупность инноваций намноого развита в России, чем в Европе, потому что там бурный рост отрасли начался на несколько десятилетий раньше и до сих пор работает на тех технологиях. Но и нам еще есть куда расти, в частности, на Азию и Китай — акценты в развитии отрасли смещаются с Запада на Восток.