С 1 января в России снова увеличится утилизационный сбор: На сколько подорожают машины
Фото: Shutterstock.
Как, Опять?
Есть хорошая новость! Следующее повышение утилизационного сбора произойдет не раньше, чем через год. Плохая – оно все равно будет.
Программа Минпромторга по индексации тарифов коммерческого утилизационного сбора на автомобили расписана вплоть до 2030-го года. И каждый год с 1 января ставки будут расти в среднем на 15%. Примерно так они выросли и сейчас.
Скачок не столь существенный, как был в октябре (да-да, всего три месяца назад утилизационный сбор уже поднимали). Но заметный. Возьмем самую популярную категорию легковушек – с мотором объемом до 2 л. Если осенью утилизационный сбор здесь поднялся сразу на 256 тысяч рублей, то теперь «всего» на 111 тысяч. И чем мощнее двигатель, тем выше сумма (подробное см. таблицу).
Кто И За Что Платит
За что платить — вопрос без ответа. Формально, его не даст даже Минпромторг – там просто отмечают, что средства пойдут на развитие автомобильной отрасли. Что под этим подразумевается, никто не говорит. И уж точно собранные деньги никак не влияют на сам процесс утилизации, который указан в названии. Да в любом случае, он столькой не стоит.
— Никто не скрывает, что утилизационный сбор — это просто статья доходов бюджета. Государство собирает триллионы рублей, которые расходует по своему усмотрению, — отмечает вице-президент Национального автомобильно союза Ян Хайцер. – Причем, назвать его разновидностью таможенной пошлины не получится: формально, утилизационный сбор платят все, даже отечественные предприятия. Просто им, в зависимости от уровня локализации производства, в конце года часть средств возвращают. Если локализация высокая – возвращают практически все. Но стоимость утилизационного сбора так или иначе заложена в цену машины.
Уточним, что утилизационный сбор, который платят компании-импортёры иномарок, им никогда не возвращают.
Как Это Повлияет На Рынок
С января по октябрь включительно продажи на российском авторынке стремительно росли. Но в ноябре начался спад продаж. Который, по мнению экспертов, продолжится и даже усугубится. Никаких рекордов в 2025 году говорить не приходиться. По крайней мере – в первой его половине. А там кто знает, что может случиться…
Насколько рост утилизационного сбора влияет на цену, сказать тяжело. Однозначно, дешевые машины не станут. Но вырастет ли стоимость ровно настолько, насколько повысился тариф, или дилеры частично возьмут нагрузку на себя в ущерб собственной прибыли – неизвестно.
— В любом случае, цена вырастет, — констатирует Ян Хайцер. – И в этом, на мой взгляд, главная проблема утилизационного сбора. Он разгоняет инфляцию! У нас в стране 80% перевозок осуществляется автотранспортом. Раз дорожают машины, значит – растет и стоимость логистики. А это бьет по всему – цены поднимутся не только на запчасти и страховки. Но и на хлебушек.
Фото: Дмитрий ОРЛОВ.
ВАЖНО
Для физлиц тариф другой
Все ставки, которые мы тут обсуждаем, касаются компаний-импортёров и производителей. А если обычный россиянин ввезет из-за границы автомобиль для личного пользования, то там ставки совершенно другие – 3400 рублей для новой машины и 5200 рублей – для легковушек старше 3-х лет.
Правда, есть ряд условий:
1. Двигатель должен быть объемом до 3,5 л – если больше, тариф станет коммерческим, как для компаний.
2. Ввести можно не больше одной машины в год.
3. В течение 12 месяцев ее нельзя отчуждать – продавать или даже переоформлять на другое лицо. Иначе опять же придется заплатить «по полной».
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Индексация пенсий и пособий, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, увеличение штрафов для водителей: какие законы вступают в силу в январе 2025 года (подробное)