Рост рынка маркетплейсов в России на 24% в 2024 году
2024 год стал переломным для электронной торговли в России. Почти каждый шестой товар россияне покупали через интернет, а общий объем рынка достиг 11 триллионов рублей, несмотря на скачки цен. Каковы ключевые изменения в этом сегменте и что ожидать потребителям и компаниям в наступающем 2025 году, рассказала аналитика международной ассоциации цифрового маркетинга E-Commerce & Digital Marketing Association, объединяющей более 700 лидеров и специалистов индустрии электронной торговли и цифрового маркетинга. С представленным ими исследованием ознакомилась «Комсомольская правда».
Рост спроса и нехватка складов
По данным экспертов, в 2024 году рынок электронной торговли в России демонстрирует выдающиеся результаты. Его объем вырос на 37% и составил 11 триллионов рублей — это как 46 бюджетов Ленинградской области, например. Показатель также для электронного сегмента в общей структуре торговли: он закрепился на уровне 15%. Это означает, что почти каждую шестую покупку россияне сделали в онлайне. И даже рост цен на многие товары в среднем на 20% из-за введения обязательного НДС на продукцию из стран Евразийского экономического союза этому не помешал: видимо, широта ассортимента и отсутствие необходимости выходить из дома (разве что к пункту доставки) все слились в едино.
— Тем не менее, такие успехи не обошлись без трудностей. Дефицит складских площадей достиг критического уровня, особенно в Москве, где свободных помещений осталось всего 0,2%, — отмечает основатель и президент ECDMA Евгений Мищенко, за плечами которого 20 лет на руководящих позициях в области электронной торговли и маркетинга в крупных российских компаниях. — Это вызвало рост арендных ставок и замедление логистических процессов, увеличивая стоимость товаров для конечных потребителей. Один из острых проблем — нехватка курьеров. К концу года их дефицит составил 300 тысяч человек, что вынудило компании повышать зарплаты, что в свою очередь вызвало бурные дискуссии и осуждения.
Покупки с ИИ
В 2025, согласно прогнозам аналитиков, рост популярности маркетплейсов продолжится — в том числе благодаря внедрению новых технологий и появлению локальных инструментов, разработанных на базе искусственного интеллекта. Такие новинки уже появляются — правда, пока в основном за рубежом — и судя по всему, пользуются у народа большей популярностью. Так, например, одна из крупных модных сетей создала и внедрила технологию дополненной реальности для виртуальной примерки понравившейся одежды, благодаря которой ее продажи подскочили на 35%. Другие компании внедряют дополненную реальность в свои мобильные приложения — чтобы клиент, к примеру, мог точно подобрать обувь по размеру. Вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем нечто подобное появится и у нас.
— Такие технологии позволяют повысить эффективность управления данными, автоматизировать процессы и улучшить персонализацию клиентского опыта, — констатирует Евгений Мищенко. — Однако стоимость привлечения заказов продолжит расти, что вынуждает компании искать пути повышения операционной эффективности и внедрения инновационных решений для оптимизации затрат. Также можно ожидать новых слияний и поглощений, которые помогут укрепить позиции отдельных игроков и создать уникальные коллаборации, способные привлечь дополнительное внимание к рынку.
Утечка информации как глобальный вызов
Другим серьезным вызовом, связанным с бурным развитием технологий, стали утечки персональных данных. Так, по данным ассоциации, только за первые шесть месяцев 2024 года в открытый доступ попали 968 миллионов записей о россиянах — это на треть больше, чем за аналогичный период 2023. Утечки можно смело назвать общей проблемой, но у нас она стоит, зачастую, острее, чем где бы то ни было из-за сравнительно невысокого уровня развития технологий кибербезопасности.
— В то время как западные компании активно инвестируют в системы защиты, российские бизнесы зачастую ограничиваются минимальными мерами, что приводит к повторяющимся случаям кражи данных, — подчеркивается в исследовании. — Учитывая масштабы цифровизации экономики, такие утечки могут иметь долгосрочные последствия для доверия потребителей и репутации компаний. Эти цифры демонстрируют масштаб проблемы, которая затрагивает практически каждого россиянина.
А как у них?
Мировая индустрия электронной коммерции также переживает бурный рост и серьезные перемены. Так, по данным ассоциации, основным направлением в ней стала мобильная торговля — смартфоны превратились в основной канал потребления, а соцсети — в важнейший канал привлечения аудитории и стимулирования продаж. Огромную роль в этом внезапно сыграл частично заблокированный в России TikTok — собственная торговая площадка хостинга привлекла внимание более миллиарда пользователей по всему миру, а, например, во Вьетнаме объем рынка составил 23%.
— Еще одним зарубежным трендом стала забота об экологии, — отмечает Евгений Мищенко. — Так, ряд крупных компаний запустили специальные программы переработки, предоставив покупателям возможность сдать старые товары для их использования или утилизации. А в Австрии появилась депозитная система для упаковки напитков: это значит, что ее стоимость уже включена в стоимость продукта. И потраченные на упаковку деньги можно вернуть, если сдать ее на переработку.
А вот в России, по словам эксперта, экологические проекты пока только набирают обороты: так, отдельные маркетплейсы начинают внедрять программы переработки упаковки и предлагать клиентам экотовары. В целом это однозначно говорит о том, что наш ритейл на верном пути – следует общимирным трендам и пусть и понемногу, но уверенно движется в сторону устойчивого развития.
Автор материала: журналист Евгений МЕДВЕДЕВ