Российские семьи стремятся к большему количеству детей, но сталкиваются с трудностями: Как сделать так, чтобы пары желали третьего и четвертого ребенка
Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.
Россияне всё больше задумываются о многодетности. По данным ВЦИОМ, средние показатели желаемого и ожидаемого числа детей за последние 20 лет значительно возросли. Например, в 2005 году среднее ожидаемое число детей составляло 1,9, а к 2025 году оно увеличится до 2,4. Желаемое число также возросло: с 2,4 до 3,2.
Однако существует заметный разрыв между желаниями и реальными возможностями. В 2005 году репродуктивный разрыв составлял в среднем 0,5 ребенка, а в 2025 году он увеличится до 0,8.
Согласно данным Росстата, суммарный коэффициент рождаемости в России (среднее число детей на одну женщину) в прошлом году снизился до минимального показателя за последние 17 лет и составил 1,4. Что же этому способствует?
— Желание россиян иметь больше детей может быть связано с тем, что в общественном поле стало активнее обсуждаться роль семьи и многодетности. Наблюдается общий настрой на возрождение традиционных ценностей, понимаемое представление о семье как о ценности. При этом стоит отметить, что у людей появились установки на хорошую рождаемость. Если бы у нас действила система три ребенка на семью, то демографические проблемы практически нас бы не коснулись, — говорит демограф Владимир Тимаков. — Однако в реальности всё совсем иначе. Снижается количество заключаемых браков, возрастает бесплодие, а это наоборот препятствует рождаемости. В обществе наростает индивидуализм: люди мечтают о многодетных семьях, но на деле многие не могут создать семьи, потому что у них слишком индивидуальные представления о том, как это должно быть. И вот так они могут мечтать до тех пор, пока не выйдут из репродуктивного возраста, к сожалению, и такой тренд есть.
По данным ВЦИОМ, интересной тенденцией является, что мужчины, как и 20 лет назад, хотят иметь больше детей, чем женщины. В среднем у мужчин ожидаемое число детей составляет 2,6, а желаемое — 3,6. Женщины, напротив, более сдержанные: ожидают 2,3 ребенка, а желают — 2,8.
— Это как раз свидетельствует идеалистичности подобных оценок. Женщины, говоря об ожидаемых детях, более реалистичны, они понимают, что им непосредственно рожать и чувствуют большую ответственность за ребенка, потому что он остается у них на руках. А мужчина в этом плане более идеалистичен: да, я бы хотел, а жена мне родит, — замечает Владимир Тимаков.
Самый главный вопрос, как сделать мечты реальностью и сократить тот самый репродуктивный разрыв?
— Максимальную демографическую поддержку нужно ввести именно при рождении третьих детей. Должно быть аккордное движение от первого ребенка ко второму, от второго к третьему по нарастающей. Это касается и размера маткапитала, и других видов государственной помощи. Нужно сделать так, чтобы люди понимали: трехдетная семья — это тот идеал, на который работает вся социальная система нашей страны, — говорит Владимир Тимаков.