Россияне стали заказывать продукты онлайн в пять раз чаще по сравнению с началом COVID-19
По сравнению с началом пандемии COVID-19, россияне значительно увеличили число заказов онлайн. Данные показывают, что заказы через сервисы e-grocery за текущий день выросли в четыре раза, а количество покупок — в пять раз. Ежемесячный прирост пользователей таких сервисов составляет в среднем 7%. Однако средний чек на покупки падает.
По данным сервиса онлайн-платежей и переводов «Т-Касса», эти результаты получены на основании анализа опросов, проведенных по всей стране. Анализ также включал данные транзакций клиентов Т-Банка и бизнес-операций, которые использует «Т-Касса». Данные исследованы с января 2020 года по октябрь 2024 года.
С началом пандемии в 2020 году число покупок через e-grocery увеличилось в четыре раза, а количество онлайн-заказов возросло в пять раз. С 2020 года количество пользователей сервиса e-grocery выросло в среднем на 7% в месяц.
Одной из главных тенденций является снижение среднего чека. Так, стоимость одной покупки за пять лет снизилась почти вдвое: с 2188 до 1127 рублей. Это объясняется тем, что покупатели стали заказывать меньшие объемы товаров. Если ранее заказывали крупные партии, например, для праздников, то сейчас стали заказывать и для повседневных нужд.
Типичный пользователь сервисов доставки продуктов на дом — это семья с одним ребенком, работающая из дома. Они выбирают онлайн-покупки, поскольку правится искать товары по акциям (так ответили 72% респондентов), а также удобно сравнивать ассортимент на экране (67%). К числу других преимуществ относится возможность не носить тяжелые пакеты, экономить личное время и деньги. Часть респондентов отметила, что оффлайн склонны к импульсивным покупкам, а при заказе онлайн предпочтение отдают более тщательному выбору.
На текущий момент доставка «шагала» в регионы. По состоянию на октябрь 2024 года, более половины россиян заказывают продукцию онлайн с доставкой на дом (58%), не считая столичных регионов или Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На Москву и Московскую область приходится треть клиентов (31%).
Самыми преданными пользователями доставки являются люди молодого возраста, в диапазоне от 15 до 35 лет. Наибольшую активность проявляют те, кто находится в возрасте 20-24 года (в этой группе приходится 16% чеков), а также 35-39 лет (14%). С возрастом интерес к сервисам e-grocery снижается: люди в возрасте 40-44 года составляют 11% от аудитории сервиса, а старше 65 лет — всего 2%.