Уходит ли привлекательность FTSE на нет? За последние два десятилетия мы стали свидетелями снижения активности, доходности и количества листингов, что вызвало дискуссии в советах директоров по всей стране о том, не уходит ли бизнес к альтернативным рынкам или не покидает ли полностью публичные рынки.
Хотя Лондон продолжает удерживать свои позиции в качестве ведущего глобального финансового центра в таких областях, как иностранная валюта, производные финансовые инструменты, долг и частный капитал, поддержание живой фондовой биржи имеет решающее значение для развития других финансовых секторов. Исторические примеры, такие как Эдинбург и Манчестер, которые закрыли свои фондовые биржи в 1973 году, иллюстрируют последствия ослабления фондового рынка.
На относительное снижение Лондона влияют несколько факторов: отсутствие крупных технологических компаний, переход пенсионных фондов от акций к облигациям, осторожный инвестиционный климат среди британских инвесторов, уменьшение новых листингов, последствия Brexit и исход компаний к частному капиталу или за границу, например, в Нью-Йорк.
Регулирование сыграло роль во многих из этих обстоятельств, с переменным успехом. Хотя сильное и эффективное регулирование необходимо для защиты инвесторов и обеспечения целостности рынка, оно должно быть разумным и сбалансированным. К сожалению, за последние два десятилетия этот баланс часто был утрачен.
Например, требования регулирования заставили компании, котирующиеся в Лондоне, выделить 250 миллиардов фунтов стерлингов для устранения дефицитов пенсионных схем. Тем не менее, всего через несколько лет эти же схемы, как сообщается, имели совокупный излишек в 475 миллиардов фунтов стерлингов — что намного превышает национальные расходы на здравоохранение или многократно превышает дефицит государственного бюджета на 2024 год. Это ставит под сомнение прошлые решения регуляторов.
Могли ли результаты быть иными? Вклад котируемых компаний — тех, кто непосредственно затронут регулированием фондового рынка — в значительной степени игнорировался при разработке нормативных актов за последние двадцать лет. Традиционно регуляторы сильно полагались на организованные лобби инвесторов и экспертов в области корпоративного управления, в то время как мнение котируемых компаний было минимальным. Возможно, они следовали совету Уоррена Баффета: никогда не спрашивайте парикмахера о том, нужно ли вам подстричься.
Конфедерация британской промышленности (CBI), которая включает в себя множество котируемых компаний, инициировала группу, направленную на усиление голосов регулируемых. Эта группа состоит из более чем 20 компаний, многие из которых входят в FTSE 100 и представлены высокими должностными лицами. Их миссия — проводить исследования и предлагать политику, которая обеспечит эффективную передачу перспектив котируемых компаний. Основное внимание будет уделено улучшению ликвидности на рынке, снижению отчетных требований и решению вопросов, связанных с ростом «тракерных» фондов и их влиянием на отношения между компаниями и инвесторами.
Кроме того, группа стремится выстроить отношения, основанные на доверии и прагматизме, между руководством и инвесторами, приоритезируя интересы компаний вместо того, чтобы поддаваться недоверию и строгому соблюдению правил. Существенно, они будут выступать за условия, при которых соблюдение норм не всегда может соответствовать наилучшим интересам компании.
Руководит группой Руперт Соамс в качестве председателя CBI.