Продажи подержанных машин в России достигают рекордов: Поддержанные автомобили Lada востребованы более остальных
ВТОРОЙ РЕЗУЛЬТАТ В ИСТОРИИ
Год стал рекордным для подержанных автомобилей в России. Также российский рынок новых автомобилей зафиксировал пятилетний максимум, увеличившись на 48,4% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Всего в стране было реализовано 1,57 миллиона «новых» легковых автомобилей! Рост на вторичном рынке составил 6%. Таким образом, предложения подержанных машин превысили отметку в 6 миллионов штук за год. Итоговый показатель – 6 036 636 автомобилей. Больше было реализовано только в 2014 году, и то не существенно – около 6,1 миллиона.
Всё это произошло на фоне растущих цен, высоких ставок по кредитам и нестабильного курса рубля.
— В последние пару лет рынок находился в стагнации, — рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хаицер. — Покупатели откладывали покупки, ожидая более низких цен. Кто-то ждал, кто-то копил деньги. Многие понимали, что можно приобрести старый автомобиль. Но ситуация так продолжаться не могла, и в 2024 году рынок «разогнался» — продажи выросли. Логично, что вслед за выросшим спросом на новые автомобили подтянулся и вторичный рынок, ведь прежде чем что-либо купить, нужно что-либо продать.
Лидером вторичного рынка остается АвтоВАЗ, который значительно увеличил свою долю на уровне конкуренции (+19,2% по сравнению с прошлым годом) и нарастил свою долю с 22% до 24,8%. Неудивительно, что в топ-10 самых популярных моделей вошли сразу пять ВАЗовских легковушек – от «семерки» до «Гранты» (Lada 2190).
«У Людей Закончились Деньги»
— И это, на самом деле, тревожный знак, — продолжает Ян Хаицер. — Значительная доля продаж на вторичном рынке пришлась на откровенный хлам. На машины, которые еще 10 лет назад должны были отправляться на свалку, но продолжают ездить – и менять владельцев. Самый наглядный пример – ситуация с «семерками».
ВАЗ 2107 не производится в России с 2012 года. Самым свежим экземпляром является машина, которой уже более 12 лет! Автомобиль ВАЗ 2107 стал лидером на вторичном рынке. Всего было продано 139 тысяч машин, рост по сравнению с предыдущим годом составил 42,5%.
— Это говорит о том, что у людей просто кончились деньги, — говорит Ян Хаицер. — Плюс кредиты стали недоступны – и процент слишком высокий, и выдают их не всем. Если в крупных городах такая ситуация еще может позволить людям покупать машины и ездить на общественном транспорте, то в маленьких, в деревнях и посёлках так не выйдет. И люди берут то, что есть, на что смогли накопить. Проектируя «семерку» реально за 100 тысяч рублей и даже дешевле. А дальше – сам подлатает, сам подварит, сам подкрасят. Четыре колеса есть, руль – тоже, значит, можно ездить. Причем в течение года такая машина может сменить несколько владельцев, что тоже отражается в статистике продаж.
РАЗБИРАЮТ САМОЕ ДЕШЕВОЕ
Это, кстати, заметно и при изучении цен. По данным «Автостата», средняя стоимость подержанного автомобиля в декабре составила 1,48 миллиона рублей, что на 12% ниже, чем в 2023 году. Сервис «Авто.ру Оценка» изучал только машины не старше 15 лет, но и тут средняя цена за год упала на те же 12% (до отметки в 2 миллиона рублей). Все эксперты связывают именно с тем, что резко выросли продажи самых старых и дешевых машин.
— Причем речь не только о ВАЗовской «классике» или популярных у нас Kia Rio и Hyundai Solaris. Очень много ввозится японских праворульных машин, которые на родине отправлялись бы на свалку. Однако россияне их берут – из-за дешевизны. При чем это касается не только Дальнего Востока. Такие машины становятся все более популярными и в европейской части страны.
А вот китайские бренды на вторичном рынке почти не представлены. По мнению Яна Хаицера, это связано с тем, что россияне в полной мере так и не сформировали доверие к китайским автомобилям. И если новые автомобили приходятся покупать за неименуемые альтернативы (ведь все прочие иномарки официально у нас недоступны), то выбирая подержанную, люди отдают предпочтение проверенным временем моделям и маркам.
— Что касается 2025 года, то уже замечено снижение продаж – как на первичном, так и на вторичном рынке, — признает вице-президент НАС. – Так что спрос будет падать, а цены, к сожалению, расти. Снижать или просто удерживать стоимость новых машин не получится из-за резкого выросшего утильсбора – иначе дилеры начнут работать себе в убыток. Вторичка вряд ли будет дорожать так же активно, но цены, скорее всего, пойдут вверх и здесь.