Покупка автомобилей за наличные у иностранных граждан может обернуться крупным штрафом: вот почему
Фото: Светлана Маковеева.
Неизвестные не освобождают от ответственности
Эта ситуация начала развиваться еще в апреле прошлого года. Иностранка приобрела подержанный кроссовер Kia Sorento 2016 года выпуска. В рамках сделки девушка передала предыдущему владельцу 2,85 миллиона рублей, что было отражено в договоре купли-продажи.
Проблемы начались после постановки автомобиля на учет. В ГАИ заметили, что в ДКП продавцом указан гражданин Киргизии, а оплата производилась наличными, что противоречит федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (ФЗ-173). Согласно этому закону, если продавец не имеет российского гражданства и, соответственно, российского паспорта, то передача ему наличных средств невозможна. Все платежи должны осуществляться только посредством банковских переводов.
Данные из ГАИ были переданы в налоговую службу, куда впоследствии, уже в октябре, и пригласили покупательницу корейского внедорожника. В своей объяснительной она указала, что расчет «был произведен в наличной форме в связи с незнанием ФЗ-173» и добавила, что «злого умысла не имела».
Однако незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. В результате девушке был выписан штраф в размере 30% от суммы сделки – ей необходимо уплатить государству 855 тысяч рублей. Заметим, что выбрана средняя сумма – нарушение закона о валютном контроле подразумевает штраф в пределах 20-40% от стоимости товара.
Закон суров, но это — закон
— И этот случай – далеко не единственный, — отмечает вице-президент Национального автомобилестроительного союза Антон Шапарин. – Сам закон действует с 2003 года и ранее практически не применялся. Не потому, что закрывали глаза на подобные нарушения. Просто самих таких сделок было мало – в них не было необходимости, ведь почти любой автомобиль можно было купить и так, не приходилось искать иностранцев. Плюс сказались административные проблемы – было плохо наложено взаимодействие между полицией, ГАИ и той же налоговой службой.
С 2022 года, когда западные бренды из России ушли, а цены резко выросли, практика приобретения подержанных автомобилей у иностранных граждан набрала ход. Огромное количество машин стало ввозиться из соседних стран, в первую очередь – Киргизии, Казахстана, а также Грузии и Армении. Часть сделок, разумеется, заключалась напрямую между продавцом и покупателем и оплачивалась наличкой. Сейчас каждый такой случай – предмет рассмотрения в ФНС и повод для назначения российских граждан, купивших автомобиль таким образом.
— Особенно много подобных дел открыто в Москве и Московской области – здесь просто лучше координируют между собой ГАИ и Налоговая служба, — добавляет Антон Шапарин. – Но в зоне риска также Краснодарский край, кавказские регионы. Там, как и везде, мало кто слышал и знает про этот закон, а сделок с иностранными продавцами много, хотя бы в силу географической близости с той же Арменией или Грузией.
К тому же, часто наличка расплатится проще – это сильно упрощает и ускоряет процесс передачи автомобиля. Банковские переводы, особенно за границу, могут идти несколько дней, а могут вообще не пройти – санкции серьезно осложнили эти операции. Но если нет желания рисковать, чтобы потом заплатить государству еще почти половину от цены купленной машины, лучше следовать правилам. Доказывать в суде невиновность и оспаривать назначенный штраф почти нереально.
— В чем логика самого закона и обосновано ли столь строгое заключение, мне сказать сложно. На мой взгляд – не обосновано. Но раз закон есть, надо его соблюдать, — резюмирует Антон Шапарин.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
От цен на нефть до курса доллара: как новые пошлины США отражаются на мировой и российской экономике (подробнее)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Продажи мотоциклов в России установили абсолютный рекорд: Почему люди все чаще выбирают «железных коней»
Продажи мотоциклов в России за 2024 год установили абсолютный рекорд (подробности)