Недавнее решение Банка Англии относительно процентных ставок привлекло внимание больше своими последствиями для фискальной стратегии правительства, чем своим влиянием на экономику.
В этом месяце комитет по денежно-кредитной политике проголосовал за сохранение процентных ставок на уровне 5 процентов, что отразило консенсус в голосовании 8-1. Однако ключевым моментом стало объявление комитета о продолжении стратегии сокращения своего баланса на дополнительные 100 миллиардов фунтов в течение следующего года при сохранении аналогичных темпов, наблюдаемых ранее.
Последствия этого «количественного ужесточения» (QT) могут значительно повлиять на фискальную гибкость, доступную новому канцлеру, когда она готовит свой первый бюджет в следующем месяце. Важно разобрать, как работает этот процесс, и какие потенциальные шаги может предпринять правительство.
Стратегия QT Банка включает продажу облигаций из своего баланса инвесторам, а также истечение срока некоторых облигаций без реинвестирования в аналогичные активы. Это резко контрастирует с количественным смягчением (QE), в рамках которого Банк и другие финансовые органы накопили большие объемы государственного и корпоративного долга для стимулирования экономики после финансового кризиса 2008 года. QE также было активировано в Великобритании после голосования по Brexit в 2016 году и с началом пандемии в 2020 году.
Целью сокращения баланса, который в какой-то момент превысил 1 триллион фунтов, является сигнал о переходе от экстренных условий, требующих серьезной поддержки со стороны центрального банка. Важно отметить, что Банк стал первой крупной глобальной институцией, которая начала продавать активы вместо простого их истечения. Это отличает его от Федеральной резервной системы США, которая осуществляет пассивное QT без продаж из-за более короткого срока обращения своих облигаций.
Это влечет за собой значительные фискальные последствия. В период покупки облигаций государственные облигации (gilts) находились на исторически низком уровне, а цены на облигации были высоки. Однако в 2022 году, когда начался процесс продаж, стоимость gilts снизилась, так как высокая инфляция уменьшила фиксированные купонные доходы, а новые выпуски ценных бумаг стали более привлекательными. В результате Банк зафиксировал значительные убытки от этих продаж облигаций, составившие 21 миллиард фунтов в 2023 году. Банк также понес значительные убытки от процентных выплат по резервам, созданным в ходе QE, что вызвало реакции со стороны различных политических деятелей.
Министерство финансов смягчает эти убытки, переводя средства в Банк ежеквартально, что влияет на меры по государственному долгу, которые как Джереми Хант, так и Рэйчел Ривз обязались сократить в течение пяти лет.
Вернувшись к последнему решению Банка о QT, можно предположить, что оно не имеет непосредственных последствий для правительства, поскольку темп в 100 миллиардов фунтов остается неизменным. Тем не менее, стратегия, с помощью которой будет достигнута эта цифра, имеет огромное значение. В следующем году планируется погашение беспрецедентной суммы долга в размере 87 миллиардов фунтов, что означает, что Банк будет проводить продажи облигаций всего на 13 миллиардов фунтов — заметное сокращение по сравнению с почти 50 миллиардами фунтов в прошлом году.
С сокращением объемов продаж облигаций имеется меньшее немедленное бремя для казначейства, что потенциально дает Ривз больше фискальной свободы, когда она представит свой бюджет.
Валидация этого сценария во многом зависит от оценки Офиса ответственных за бюджет (OBR) траектории QT Банка. Ранее в этом году OBR ожидал продажи облигаций на уровне 48 миллиардов фунтов annually в течение следующих пяти лет. Если этот контрольный орган решит экстраполировать новую цифру 13 миллиардов фунтов на тот же период, это может предоставить Ривз дополнительные 10 миллиардов фунтов в фискальном пространстве, что может позволить корректировки в таких политиках, как зимние топливные пособия и спорный потолок выплат на двоих детей. В противном случае, если бы продажи облигаций Банка превысили объявленные 13 миллиардов фунтов, это могло бы заставить Ривз ввести более жесткие налоговые повышения.
Эта неустойчивая ситуация, в которой технические решения касательно баланса Банка влияют на то, может ли канцлер позволить себе сохранять определенные пособия, явно является неустойчивой.
Чтобы смягчить контринтуитивные последствия текущих отношений между Банком и Казначейством, модификация меры долга, связанной с фискальными правилами, является немедленным шагом, который Ривз может рассмотреть. Увеличивается вероятность того, что её администрация будет вынуждена осуществить это изменение, что также может предоставить временное, но значительное фискальное пространство в размере 20 миллиардов фунтов.
Хотя такой шаг может восприниматься некоторыми как тактическое изменение правил со стороны правительства, сталкивающегося с трудностями, он представляет собой логичный путь вперед. Особенно это верно в свете того, что Лейбористы исключили другие значительные варианты для сокращения затрат, связанных с денежной политикой, такие как изменение структуры процентных платежей по резервам. Канцлер готов сократить отношение долга в пределах прогнозируемого пятилетнего срока, при этом Лейбористы не показывают склонности к отмене соглашения о гарантии.
В заключение, пересмотр меры долга представляется наиболее жизнеспособной стратегией для повышения независимости Банка от фискальных ограничений, одновременно делая долговое правило более рациональной целью в будущем.