Тройной механизм защиты пенсий привел к заблуждению, что доходы пенсионеров за последние пятнадцать лет обогнали доходы работающих людей. В то же время считается, что рост цен на жилье исключил множество молодежи из числа собственников жилья, и сегодня их стало меньше по сравнению с 2010 годом. Кроме того, существует широко распространенное мнение, что неравенство доходов и заработной платы возросло, что disproportionately способствовало обогащению состоятельных.
Эти утверждения могут показаться знакомыми истинами; однако они вводят в заблуждение и, вероятно, приняты многими, кто должен быть более информирован. Похоже, что общественные восприятия не успели за фактическими изменениями.
Это способствовало взгляду, что предыдущее консервативное правительство управляло процветающей эпохой для старших поколений, эффективно ограничивая молодежь в доступе к рынку жилья. На самом деле, уровень владения жильем среди лиц в возрасте от 25 до 34 лет остается примерно на одном уровне сейчас — около 40 процентов — как и десять лет назад. Значительное падение произошло в начале тысячелетия, когда этот показатель составлял почти 60 процентов.
Более того, с 2012 года средний уровень доходов пенсионеров рос теми же темпами, что и у работающих домохозяйств. Именно предыдущее десятилетие ознаменовалось значительным увеличением доходов пенсионеров на заметные 22 процента, в то время как доходы работающих снизились на незначительный уровень. Поскольку восприятия отстают от фактов, многие могут ошибочно считать эти изменения более ранними.
Несмотря на то что пенсионеры живут лучше, чем три десятилетия назад, число людей, находящихся в бедности, выросло за последние десять лет, добавив примерно 300 000 человек к их числу с 2011 года. Более того, с 2010 года пенсионеры столкнулись с большими налоговыми увеличениями по сравнению с работающими. Упадок щедрых служебных пенсий предполагает, что будущие поколения могут оказаться в менее благоприятном финансовом положении, чем нынешние пенсионеры. Поскольку обстоятельства меняются, необходимы своевременные корректировки политики, чтобы избежать многолетних инертных реакций.
Понимание премьер-министром изменяющегося ландшафта wages and income inequality вызывает особую озабоченность относительно разрыва между восприятием и реальностью.
Рассмотрим несколько ключевых фактов. Исследование Стива Мачина, профессора Лондонской школы экономики, указывает на снижение неравенства почасовой оплаты труда с 2010 года. В то время самые высокооплачиваемые работники зарабатывали в четыре раза больше за час по сравнению с теми, кто находился на нижнем уровне зарплат. Прошло тринадцать лет, и эта разница сократилась до соотношения три к одному, фактически почти отменив значительные увеличения, наблюдающиеся в предыдущие два десятилетия. Большинство этого изменения было вызвано национальной минимальной заработной платой, которая значительно возросла, но это сопровождалось застоем в заработных платах для работников среднего и высокого уровней, выявляя более глубокие проблемы, связанные с ростом производительности. В государственном секторе политика преднамеренно подавляла заработные платы высококвалифицированных работников в отношении их менее оплачиваемых коллег, что создало дополнительные вызовы.
Неравенство доходов улучшилось не только в почасовой зарплате, но и на уровне домохозяйств, хотя и недостаточно, чтобы компенсировать неравенства, возникшие в 1980-е годы. Несмотря на сокращения в пособиях, располагаемые доходы для самых бедных 10 процентов домохозяйств увеличились примерно на 10 процентов между 2009 и 2022 годами — скромный рост за более чем десятилетие, который все же опередил достижения тех, кто находится в верхних 90 процентов распределения доходов.
Решения по политике значительно повлияли на эти тренды. Стоит отметить, что обе главные политические партии оставались молчаливыми по поводу того факта, что консервативная политика была направлена на более высокооплачиваемых. С 2008 по 2023 год налоговые поступления от верхнего 1 процента увеличились с 24 до 28 процентов. Кроме того, порог для дополнительного 45-процентного налога значительно уменьшился в реальных терминах, затрагивая более миллиона налогоплательщиков. Количество людей, облагаемых налогом по ставке 40 процентов, увеличилось более чем в два раза, поскольку порог более высоких налогов был сокращен на четверть в реальных терминах, с ограничениями на налоговые льготы для пенсионеров среди высокооплачиваемых.
Хотя эти решения можно оправдать, большая прозрачность была бы предпочтительнее. Важно, чтобы правительство признавало, что оно унаследовало налоговую систему, в которой состоятельные уже вносят значительно больше, чем во время последней администрации Лейбористов. Действительно, существуют возможности для реформирования налога на прибыль капитала, налога на наследство и налога на муниципальные услуги для получения дополнительных доходов от состоятельных, а не от людей с высокими доходами, хотя требуется тщательное проектирование, чтобы обеспечить справедливые результаты.
Также важно учитывать, что средние работники в настоящее время платят самые низкие прямые налоги за долгий период времени. Ограниченность этого подхода очевидна при попытке поддерживать эффективное государственное благосостояние. Эта ситуация может объяснить, почему в немногих других странах наблюдаются такие высокие уровни общественных расходов наряду с относительно низкими налогами для средних работников.
Пол Джонсон является директором Института фискальных исследований.