Обновленный список автомобилей в России: какие модели теперь облагаются повышенным налогом
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ.
Что такое роскошный транспорт?
Хотите ездить на роскошном автомобиле? Придется платить! Сначала — дилеру, за сам автомобиль. А затем — государству, в виде повышенного транспортного налога. Эта практика, уже широко известная в многих странах, была введена в России в 2014 году.
Напоминаем, что базовые ставки транспортного налога для каждого региона устанавливаются самостоятельно, а сам налог привязан к мощности двигателя. Например, в Москве, если она не превышает 100 л.с., то каждый такой «силы» обойдется владельцу в 12 рублей, а если мощность выше 250 л.с., то — уже в 150 рублей (см. «Только цифры»).
В 2014 году были введены дополнительные повышающие коэффициенты, так называемый «налог на роскошь». Изначально под него попадали автомобили стоимостью от 3 миллионов рублей — владельцам таких машин базовый налог увеличивали в 1,5 раза. Если автомобиль стоил дороже 5 миллионов, ставка повышалась вдвое, а если дороже 10 миллионов – уже в трое. Но в 2023 году подход изменился.
— В 2022 году цены резко поднялись вверх, а продажи практически остановились, — напоминает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцэ. – В 2023 году государство пересмотрело свою политику, и «роскошью» стали считать только автомобили стоимостью от 10 миллионов. Правда, самый повышающий коэффициент для них остался прежним – 3,0. Но за более дешевые модели никаких «доплат» не положено. В этом плане справедливость восторжествовала, однако в ближайшее время «налог на роскошь» придется платить даже владельцам новых «Лад».
От «Ауди» до «Ауруса»
Конкретный список машин, попадающих под данный налог, ежегодно публикуется Минпромторгом. В 2025 году в нем вошли ровно 555 моделей, включая несколько китайских – в частности, брендов Voyah, Lixiang и Zeekr. Сам список делится на две части – 303 автомобиля в ценовом диапазоне 10-15 миллионов рублей и 202 автомобиля дороже 15 миллионов.
— И в том, и в другом случае налог увеличивается втрое. Разница только в предельном возрасте машины, до достижения которого этот дополнительный налог может взиматься, соответственно, 10 и 20 лет, — поясняет Ян Хайцэ. – Отмечу – речь именно о верхней границе. А так в течение этого времени владелец платит «налог на роскошь» для каждой модели устанавливается индивидуально. Для некоторых машин это может быть всего 1 год. Если кто-то планирует купить поддержанный автомобиль из списка, он может проверить на сайте Минпромторга — придется ли ему тоже доплачивать в счет государства или нет.
Изучая сам список, он преимущественно состоит из моделей европейских, корейских и японских премиум марок. В него входит и вся линейка российского Aurus — Senat, Senat Long, Komendant и Limousine. Отдельную часть составляют элитные спортивные автомобили – от Aston Martin до Ferrari и Lamborghini.
— Собственно, по поводу последних ни у кого вопросов не возникает – это действительно роскошные машины, позволить которые себе может не каждый. И, как правило, эти люди не сильно страдают от повышенного налога, — рассуждает Ян Хайцэ. – А вот про владельцев условного BMW X3 или Audi A6 так однозначно не скажешь. Не все, кто раньше покупал машину за 3 млн, а сейчас покупает за 10, считают, что действительно приобретая роскошный автомобиль. Да, конечно, это не Автоваз, но равнять компактный кроссовер BMW и какую-нибудь Bentley все же сложно. Тем не менее, свою главную функцию – пополнение государственной казны – налог выполняет. И выполняет успешно, поэтому отказываться от этой практики никто не будет.
Только цифры
Как считается транспортный налог*
Мощность двигателя (л.с.) — Ставка (за 1 л.с.)
До 100 12 рублей
101-125 25 рублей
126-150 35 рублей
151-175 45 рублей
176-200 50 рублей
201-225 65 рублей
226-250 75 рублей
Свышем 250 150 рублей
*по московским тарифам.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Марафон шедевров. Автомобили в России начинают дешеветь (подробнее)