Новые методы борьбы с кибермошенничеством: правительство представило обширный пакет мер
Фото: Shutterstock.
Защита от мошенников — задача, с которой сталкиваются многие, и даже маленькие дети знают, что не стоит делиться личной информацией с незнакомцами. В этом вопросе простота рекомендаций может быть обманчивой, так как мошенничество приносит российским гражданам десятки миллиардов рублей каждый год. Власти постоянно принимают новые законы, но злоумышленники находят способы их обойти.
В рамках борьбы с этой проблемой правительство разработало новый, более обширный пакет мер. Ожидается, что его представят в ближайшее время, но некоторые из мер уже известны. В частности, «Комсомолка» провела обсуждения с экспертами.
— Мы проанализировали самые распространенные схемы мошенничества, включая телефонные звонки и сообщения, кражу личных данных и оформление кредитов на чужие паспорта. На основе этого был разработан пакет мер для защиты граждан от таких угроз, — отметил вице-премьер Дмитрий Григоренко.
Что предлагает Кабмин
В правительстве предусмотрели несколько десятков мер. Вот самые важные из них:
1. Для чиновников, сотрудникам банков, мобильных операторов и агрегаторов товаров и услуг (таких как «Авито», «Профи.ру» и т. д.) вводится запрет на использование зарубежных мессенджеров для общения с гражданами. Пользоваться мессенджерами для личной переписки они смогут, но общаться с клиентами — нет.
2. Продавцы на агрегаторах товаров и услуг будут обязаны подтверждать личность через личный кабинет на портале госуслуг. Это поможет решить проблему массового обмана, например, при продаже б/у вещей. Полный перечень агрегаторов должен быть утвержден Роскомнадзором.
3. Мобильные операторы обязаны маркировать звонки, чтобы абоненты могли понимать, кто им звонит — сотрудник банка, мошенник или другой менеджер по продажам. Не все операторы сейчас предоставляют такую услугу или подключают ее отдельно. К тому же эффективность работы этой услуги пока не стабилизирована.
4. Правоохранительные органы смогут оперативно получать сведения из информационных систем операторов связи. В настоящее время онлайн-взаимодействие налажено только между ЦБ, банками и МВД. Целесообразно подключить мобильных операторов.
5. Некоторые меры будут касаться граждан напрямую. Так, власти хотят ввести обязательную биометрическую идентификацию (например, по отпечаткам пальцев) для оформления выписок из бюро кредитных историй и удаленного оформления микрозаймов. Сейчас мошенники активно пользуются тем, если получают доступ к данным предыдущей жертвы.
6. Операторы связи и рекламные компании также будут обязаны подключить к своим сайтам авторизацию через биометрическую систему. То есть, чтобы заходить на эти сайты, можно будет использовать Face ID. Но обязательного подключения не будет. Хотите заходить через пароль — используйте его.
7. Наконец, если абонент запрашивает код для идентификации на портале госуслуг во время телефонного разговора, оператор обязан будет прислать такие SMS только после завершения вызова. Это должно снизить вероятность манипуляции со стороны мошенников.
Эффективность мер
Эксперты в сфере информационной безопасности считают, что меры правительства правильные. Чем больше барьеров для мошенников, тем меньше граждан пострадает. «Вынос вопросов борьбы с кибермошенничеством на высокий уровень — это, безусловно, положительный шаг. Коллаборация различных ведомств и организаций имеет больше шансов на успех за счет объединения ресурсов и экспертности», — считает Александр Саксаганский, директор по развитию бизнеса ITD Group.
Фото: Shutterstock.
— Новый комплекс мер покажет свою эффективность уже в первые месяцы после введения. Мошенникам, которые используют базовые методы социальной инженерии и имеют слабую техническую подготовку, будет значительно труднее совершить преступления, — добавляет Александр Блезнеков, руководитель направления по развитию стратегии информационной безопасности IT-интеграторов «Телеком биржа».
Тем не менее, далеко не все меры могут быть действительными, считают айти-специалисты.
— Относительно запретов использовать зарубежные мессенджеры для общения с гражданами. Крайне маловероятно, что человек, которому звонит очередной «лейтенант Центробанка», вспомнит о том, что это запрещено. Маркировка звонков также не сможет сильно изменить ситуацию, «сотрудник» просто скажет, что звонит с личного номера, — говорит Денис Калемберг, генеральный директор SafeTech.
Будем учиться на ошибках
Вероятно, большинство из нас хочет, чтобы власти полноценно оградили нас от мошенников. Постепенно появляются такие засады, которые нельзя сдвинуть. Часть мер уже работает. Например, в банках и сотовых операторах уже распознаются звонки с подменного номера. Все звонки блокируются до соединения с абонентом. Плюс есть черный список ЦБ, в котором находятся реквизиты мошенников и их подельников, на чьи счета направлялись деньги обманутых людей. И действует период охлаждения в две суток при попытке отправить средства на такие счета.
— Нужно повышать цифровую грамотность людей. Это могут быть памятки, короткие видео в соцсетях, вставки между рекламой и другое. Человек может устать, потерять бдительность и ответить на опасный звонок. Только зная правильный алгоритм действий в таких случаях, человек может защитить себя, — считает Александр Блезнеков.
При этом мошенники атакуют всех. Не только пожилых людей. Например, в последнее время все больше сообщений об обманутых школьниках и студентах.
— Нужны обязательные уроки в школах, вузах, а возможно, и в детских садах, чтобы обезопасить детей и подростков. Для взрослых, особенно пожилых граждан, нужны регулярные передачи на радио и телевидении. Несмотря на увеличение количества подобного контента в последние годы, этих усилий недостаточно, — считает Александр Саксаганский.
ГРАФИКА
Рост кибер-преступлений
Год Число (тыс.) Рост за год
2023 677 +30%
2024* 564 +16,4%
В 71% случаев уголовные дела приостанавливаются из-за невозможности установить обвиняемого.