Когда российские самолеты придут на смену «иномаркам», на чем полетим в отпуск и что будет с ценами на билеты: ответы авиакомпаний
Планы властей: среднее число полетов на каждого жителя страны должно вырасти в полтора раза к 2030 году!
Планы простых россиян: эх, слетать бы грядущим летом куда-нибудь в отпуск, да еще и не разориться при этом…
Как видите, планы очень похожи: все хотят, чтобы россияне летали больше. Как же сделать так, чтобы желания совпадали с возможностями? И как сегодня поживает наша авиационная отрасль? Давайте разбираться.
ЛЕТАТЬ ОХОТНО
В предыдущие два года, несмотря на все санкции, пассажиропоток у нас бурно рос. В 2023 году — на 10%, в 2024-м — на 6%.
Но в январе — феврале пассажиропоток (общее количество людей, перевезенных нашими авиакомпаниями) составил 14,8 млн человек, и по сравнению с теми же месяцами предыдущего года он снизился на 1,6%. Таковы данные Росавиации. На международных линиях перевезено на 3% больше пассажиров, но на внутренних рейсах — на 3,1% меньше.
Тем не менее в Росавиации утверждают: если смотреть в абсолютных цифрах, для января — февраля это прекрасный показатель. За последние 15 лет больше пассажиров было перевезено только один раз — в том самом 2024 году.
— Снижение к 2024 году — скорее техническое, в рамках погрешности и с учетом того, что 2024 год — высокосный, в феврале там было на один день больше. Фактически падения нет. Но пока в этом году нет и уже привычного роста, — говорит авиаксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
По словам эксперта, это может объясняться чисто экономическими причинами. Инфляция, высокие ставки по кредитам тормозят планы граждан куда-либо вылетать. Дети граждан ждут, что в отпуск они смогут отправиться по низкой цене — деньги берегут на что-то более насущное. Но если вы думаете, что в этом сезоне можно будет приобрести билеты по старым ценам, то не спешите радоваться.
СИТУАЦИЯ ОЖИДАЕТСЯ ТЕПЛЁЙШЕЙ
В планах у властей: в следующем сезоне снять санкции с авиаперевозчиков, в том числе упростив выполнение маршрутных сетей. Это должно сказаться на среднем уровне цен на билеты.
Пока же ситуация неоднозначная. Рубль с начала года укрепился на 18 — 20 процентов. Из-за этого доступны стали полеты за границу: они напрямую зависят от курсов валют. Но долго ли так будет, никто сказать не может.
А в Ассоциации туроператоров России подсчитали, что билеты на рейсы с вылетом 5 мая (если покупать их в начале апреля) в среднем стоят на 37% больше, чем на 5 апреля (если покупать в начале марта). Считали именно так, поскольку предполагается, что чаще всего пассажиры покупают билеты примерно за месяц до поездки. Но разница в цене оказалась такой большой из-за резкого подорожания всех нескольких направлений (лидер — Казань). В основном же прибавка составляет около 18%, что эксперты связывают с привычным высоким сезоном.
— Конечно, летом, как и обычно, цены на билеты вырастут. Минимум, который можно спрогнозировать, — плюс 10 — 15% в среднем к прошлому лету. Это связано с инфляцией. Но есть вещи непрогнозируемые. Например, насколько подорожает авиакеросин. Этот процесс у нас никак не связан с мировыми ценами на нефть и, как бывает, с какими-то экономическими реалиями, — объясняет Роман Гусаров. — И эта средняя температура по больнице. На конкретных направлениях могут быть и меньше, и больше, в зависимости от загрузки. Вот повысятся турецкие отели цены в полтора-два раза — и спрос на этом популярном направлении рухнет. А полетят ли те, кто хотел отдыхать в Анталье, в другое место, — большой вопрос.
Но если где-то спрос будет существующим и возникнет дефицит билетов, конечно, цены на таких маршрутах взлетят куда больше, чем на 15%.
Минтранс и Росавиация тем временем напоминают: с детьми моложе 12 лет в этом отпускном сезоне летать должно быть финансировано проще. С конца января скидку 50% для таких пассажиров на внутренних рейсах авиакомпаний дают в любом случае, независимо от тарифа.
Фактически это касается детей от 2 до 11 лет включительно. Малыши, которые еще нет двух лет, летают бесплатно на коленях у кого-то из родителей. Но если им приобретется билет с отдельным местом, то тоже за полцены. Важный момент: скидка распространяется на сам тариф, но не на дополнительные сборы, которые тоже входят в цену билета.
Кроме того, в бюджете предусмотрено 24,6 млрд рублей на субсидирование полетов в определенные регионы или из них для некоторых категорий населения (молодежь, пожилые люди, местные жители и т.п.). Это, в частности, Дальний Восток и Калининградская область. Общий смысл в том, что часть стоимости билета покрывается «за счет государства» — примерная как в советские времена. Полный список таких маршрутов есть на сайте Росавиации (favt.gov.ru) в разделе «Субсидирование воздушных перевозок».
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Нефтяники приручили динозавров: как добывают нефть в России