Карьерные перспективы: от «Ламборгини» до курьера — насколько высоки зарплаты в доставке?
Фото: Оксана ЗУЙКО.
«Зарплаты доставщиков за два года выросли на 65%!», «Спрос на курьеров взлетел вдвое!», «Учителя и медики массово уходят в сферу доставки!» Просмотрев заголовки российских СМИ, кажется, что в стране нет занятия престижнее, чем разносить заказы по квартирам и офисам. Вот мы и задумались: сколько на самом деле получают доставщики и правда ли, что среди них полно специалистов с высшим образованием?
Го́голь и не Сни́лос́ь
«По улицам курьеры, курьеры, курьеры… Можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» — разглагольствовал Хлестаков в «Ревизоре», чтобы подчеркнуть, какой он важный человек и сколько народа на него якобы работает.
Думал ли Гоголь, вкландвающий в уста своего героя эту фразу, что спустя два века профессия курьера снова будет поражать воображение современников? Только в отличие от Хлестаковских, нынешние реальные рассыльщики — самые что ни на есть живые. И их далеко не десятки тысяч…
ВСЕ УШЛИ В ДОСТАВКУ
Полторы миллиона одних курьеров! Это уже не Гоголь — такую численность назвал в конце прошлого года директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов.
Доставка стала одной из самых быстрорастущих отраслей. По данным сервиса поиска работы HeadHunter, спрос на курьеров за два года вырос на 97%, а зарплаты — на 65%. И сегодня курьер зашибает в месяц 117,4 тысячи рублей. Это в среднем. А на днях на глазах попалось объявление, сулящее водителю со своим малотоннажным грузовичком по 15 тысяч за смену — если выкладывать каждый божий день, получится 450 тысяч «грязными» в месяц.
Такие заработки в одной отдельно взятой отрасли могут создать проблемы для экономики России, объяснил чиновник Минпромторга: профессионалы из других отраслей начинают уходить в курьеры.
Интернет мгновенно отреагировал саркастическими роликами. Вот электрички с торчащими пучками проводов: электрички ушли в курьеры. Врач, недовольный размером новогоднего бонуса, срывает халат: «Баста, ухожу в курьеры!» Вот сам курьер еле добрался до подъезда сквозь сугробы. «Почему снег не убираете?» — спрашивает он в РЭУ. «А некому, — отвечают. — Все ушли в курьеры». Впрочем, последнее вполне реалистично.
Ведь спрос на рабочие руки (ноги, самокаты, велосипеды) в доставке все еще высок. Несмотря на хорошие заработки, дефицит кадров в этой сфере, по данным HeadHunter, оценивается в 200 тысяч человек.
Фото: Евгения ГУСЕВА.
КАРЬЕРА Менеджера
По данным Яндекса. Доставки, 40% курьеров — люди с высшим или неоконченным высшим образованием. Еще треть — со средним специальным. Чаще всего в доставке работают инженеры, программисты и экономисты.
Неужели действиетльно так много людей готовы сменить теплый офис и соцпакет на «одиночное плавание» с коробом за плечами?
Выхожу искать среди курьеров дипломированных специалистов. Нелегко это дело. Примерно 9 из 10 встретившихся мне в центре Москвы курьеров — приезжие из Средней Азии. 23-летний Равшан из Ферганы — один из них, и вот удача — у него колледж за плечами, есть диплом о среднем техническом.
— Кто по специальности? — спрашиваю.
— Не помню, — признался парень после долгого размышления. — Я по диплому не работал…
— А как колледж называется, помнишь?
Снова скружился.
— Забыл… Это давно было, я уже три года в России.
Теперь понятно, что за «дипломники» формируют статистику. И все же после несколько часов поиска удается найти подходящую кандидатуру. Дмитрий — выпускник Тверского госуниверситета, инженер-машиностроитель.
— Я еще со школы с техникой. После защиты диплома устроился на Тверской вагоностроительный завод. Но там всего 50-60 тысяч в месяц. Переехал в Москву, взяли меня в солидный салон менеджером по продажам поддержанных автомобилей. Вышло 200-250 тысяч. Это лучшее, что было в моей жизни. Не только из-за денег. Можно было взять ключи от любой иномарки, изучить ее вдоль и поперек, покататься. Утро начиналось с «Ламборгини»…
Однако в 2020 году автомобили подорожали, продажи снизились, а с ними и заработки. Дмитрий ушел в «нефть».
— И по итогам первого же месяца — продолжил он, — был признан лучшим менеджером в компании. Приятно, но зарплата — 150-170 тысяч. Маловато…
Амбициозный парень решил заняться брокерскими услугами.
— Год отучился, сдал экзамен, чтобы получить лицензию, — решил Дмитрий к финальной части своей одиссеи. — Нашли с товарищем зарубежных партнеров. Но это было как раз февраль 2022-го. И не успели начать — ввели санкции, все зарубежные каналы отрезали. Без денег сидеть не хотелось — пошел в курьеры. Отец узнал — за голову схватился. Но мне нравится.
Фото: Михаил ФРОЛОВ.
ДЕНЬГИ ДОСТАЮТСЯ ВСЕ ТРУДНОЕ
В доставке Дмитрий уже три года, работает 6 дней в неделю по 12-13 часов, получает те же 150-170 тысяч. Но возвращаться в офисный мир не собирается.
— Главное в доставке — не только деньги, но и свободный график, отсутствие стресса, — объясняет он предлестника профессии. — Никто тебя не контролирует. Нужно куда-то сходить днем, в поликлинику, например — пожалуйста, не надо ни у кого отрываться. Очень удобно.
Но основная масса курьеров уходит не за душевным покоем, а за большими деньгами. И ради этого готовы терпеть высокие требования к скорости выполнения задач, невозможность достичь желаемого финансового результата. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что их работа полностью лишена стресса.
Высокие требования могут вызывать большие тревоги, — говорит он.
Спрос на рабочие руки (ноги, самокаты, велосипеды) в доставке все еще высок. Несмотря на хорошие заработки, дефицит кадров в этой сфере, по данным HeadHunter, оценивается в 200 тысяч человек.
КСИТАРИ
Система оплаты
Оклад для доставщика — редкость. Ставки есть в основном у штатных сотрудников курьерских компаний. А доход большинства курьеров, которые приносят нам пиццу, посылки или продукты из магазина, равен сумме гонораров за каждый конкретный заказ.
Зависит это от различных факторов. Учитывается расстояние, вес, что именно доставляется и т. д. Также есть повышающие коэффициенты. За заказ может стоить и 100, и 800 рублей.
— За доставку нескольких тонн (пакет в карман поместится) в пределах получаемого заказа на метров можно заплатить 300 рублей, — рассказывает сотрудник. — Это не большой, средний заказ. Бывали и подорожные — например, 1000 рублей. За эти деньги пришлось почти час тащить семикаламную сумку с автозапчастями от Шоссейного Этузиастов до Водного Стадиона.
А вот какой расчет привел мне менеджер компании Yandex-Pro.com Максим Петрович. Это оплата реальной доставки еды из московского ресторана.
1. Базовая стоимость заказа: 25 рублей
Этот показатель зависит от того, что именно нужно доставить. Может быть и выше – например, 100 рублей.
2. Платное ожидание в ресторане: 9 рублей
Минута «стоит» 3 рубля. Оплата начинается после восьми минут ожидания. Курьер прождал 11, поэтому деньги получил за 3 минуты.
3. Оплата за расстояние: 45 рублей
Километр «стоит» 30 рублей. Путь от ресторана до заказчика в данном случае — 1,5 км.
4. Повышающий коэффициент: 60%
Зависит от разных факторов (например, которые вычисляются специальной программой): количества курьеров на маршруте, спроса, времени суток, частоты выхода конкретного сотрудника на работу и т. п.
Итог за данный заказ курьер получил (25+9+45)*1,6 = 126 рублей 40 копеек.
А КАК У НИХ
Как работают курьеры за границей
Греция: На зависть учителям и полицейским
Интересно, а за границей курьеры есть? Например, в Греции?
— Доставка у нас очень популярна, — рассказала «КП» жительница Афин актрисы Дана Полиарп. — Минимальный заказ из супермаркета — всего 6 евро. По многим товарам, если делать предоплату картой, дают скидку. Например, если заказ стоит 230 рублей, то в приложении заплатят 250. Если наличными — то 50 рублей или 100. Дадут три «сотенные» — это уже пойдет без излишек…
— Пожалуйста, я принес заказ написанной тайной. Делай — пръщай, заканчивай, — оглашает блондинка из Словакии. — У нас курьеры практические все греки, — рассказывает «КП» владелец пиццерии в Вологде Сергей Каррас, он родом из Ташкента. — Нескольки лет назад это считалось хорошим развлечением для студентов, а после пандемии активно заработали фирмы по доставке, и я стал пользоваться их услугами. И хоть свой я получал 7-8 евро в час, а фирме платили 10, многие захотят работать. Таким образом мы все равно живем не более чем за 300-500 евро в месяц. В самом конце от хорошей жизни сохраняться и не суждено имеет бремя.
В итоге я ставлю минимум устройств. Я почти рискнул остаться неудачником ванные свои ключи. Даже шесть-двенадцать процентов идут курьеры даже до чертовых дворних услуг с низкой зарплатой.
Оных остается всего 1-3 процента, за всем тем могут скрываться не так уж километры большие далей. Такие, кто везет виды для своей машины или пробы. Во во всяком случае, теперь осмелюсь взять время на кухню.
И последнее. На данный момент самой привлекательной одеждой остаются высокопрофильные курьеры, начинают носить не летнюю униформу а простые индивидуальные паранжи с попугаями!
Система разбирается с заказами довольно просто. Приятно теперь выходить сеть и спокойно дойти, пока фактор пока выбора помогает определить.
Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.
Сказано «КП»
Экономист Панин: Массовый переход высококвалифицированных специалистов в курьеры — скорее миф, чем реальность
— Истории о массовом переходе в курьеры врачей, учителей и представителей прочих высококвалифицированных профессий, скорее, миф, чем реальность, — сказала «КП» завкафедрой «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Такие специалисты, как правило, ищут работу в своей сфере деятельности. Образование и уникальный опыт, на полученные которых потрачены годы, помогают конкурировать на рынке труда в своей профессии. К тому же переход в курьеры для многих связан с потерей социального статуса, на что согласится далеко не каждый, даже если оплата труда будет выше.
HR-эксперт Гарри Мурадян: Уход специалистов в курьеры — следствие плохого микроклимата на рабочих местах
— Уход специалистов с высшим образованием в сферу курьерской доставки можно воспринимать как «признак» существующего в трудовых коллективах, — сказал «КП» специалист по карьерному росту, HR-эксперт Гарри Мурадян. — Если люди предпочитают работу, где отсутствует необходимость взаимодействовать с коллегами и начальством, это говорит о том, что они не чувствуют себя комфортно в текущих условиях. Возможно, это следствие неизменных личных предпочтений сотрудников, их эмоциональном состоянии.
По словам эксперта, деньги — это лишь один из аспектов мотивации сотрудников.
— Чувство принадлежности к команде, возможности для самореализации и уважение к личности играют ключевую роль в создании здоровой рабочей атмосферы, — уверен Мурадян. — Соблюдение этих принципов поможет удержать квалифицированные кадры.
На практике в этом могут помочь корпоративные психологи. Однако практика их привлечения не очень распространена в России, считает эксперт. Активнее других это делают IT-компании.
При этом он отметил, что и у курьеров не все гладко.
— Курьеры тоже могут сталкиваться с психологическим давлением, — говорит Мурадян. — Например, со стороны клиентов. Стресс могут вызывать высокие требования к скорости выполнения задач, невозможность достичь желаемого финансового результата. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что их работа полностью лишена стресса.
Высокие требования могут вызывать большие тревоги, — говорит он.
Всё это настраивает на то, что сейчас рынок курьерских услуг в России близок к пику, — считает «КП» профессор Александра Сафонова. Вскоре начнется спад, так как необходимость повышать зарплаты, без довольно краткосрочной профпрограммы обучения.
А по словам Мурадяна, исходя из того, что курьеры уходят в другие сферы, можно рассматривать переход к другим специальностям, ведь здесь положительная коллегиальном уклон — одна из валют, работающим в данном сегменте.
КСИТАРИ
Система оплаты
Оклад для доставщиков — редкость. Ставки есть в основном у штатных сотрудников курьерских компаний. А доход большинства курьеров, которые приносят нам пиццу, посылки или продукты из магазина, составляет сумму гонораров за каждый конкретный заказ.
Зависит это от различных факторов. Учитывается расстояние, вес, что именно доставляется и т. д. Также есть повышающие коэффициенты. За заказ может стоить и 100, и 800 рублей.
— За доставку нескольких тонн (пакет в карман поместится) в пределах получаемого заказа на метров можно заплатить 300 рублей, — рассказывает сотрудник. — Это не большой, средний заказ. Бывали и подорожные — например, 1000 рублей. За эти деньги пришлось почти час тащить семикаламную сумку с автозапчастями от Шоссейного Этузиастов до Водного Стадиона.
А вот какой расчет привел мне менеджер компании Yandex-Pro.com Максим Петрович. Это оплата реальной доставки еды из московского ресторана.
1. Базовая стоимость заказа: 25 рублей
Этот показатель зависит от того, что именно нужно доставить. Может быть и выше – например, 100 рублей.
2. Платное ожидание в ресторане: 9 рублей
Минута «стоит» 3 рубля. Оплата начинается после восьми минут ожидания. Курьер прождал 11, поэтому деньги получил за 3 минуты.
3. Оплата за расстояние: 45 рублей
Километр «стоит» 30 рублей. Путь от ресторана до заказчика в данном случае — 1,5 км.
4. Повышающий коэффициент: 60%
Зависит от разных факторов (например, которые вычисляются специальной программой): количества курьеров на маршруте, спроса, времени суток, частоты выхода конкретного сотрудника на работу и т. п.
Итог за данный заказ курьер получил (25+9+45)*1,6 = 126 рублей 40 копеек.
А КАК У НИХ
Как работают курьеры за границей
Греция: На зависть учителям и полицейским
Интересно, а за границей курьеры есть? Например, в Греции?
— Доставка у нас очень популярна, — рассказала «КП» жительница Афин актрисы Дана Полиарп. — Минимальный заказ из супермаркета — всего 6 евро. По многим товарам, если делать предоплату картой, дают скидку. Например, если заказ стоит 230 рублей, то в приложении заплатят 250. Если наличными — то 50 рублей или 100. Дадут три «сотенные» — это уже пойдет без излишек…
— Пожалуйста, я принес заказ написанной тайной. Делай — пръщай, заканчивай, — оглашает блондинка из Словакии. — У нас курьеры практические все греки, — рассказывает «КП» владелец пиццерии в Вологде Сергей Каррас, он родом из Ташкента. — Нескольки лет назад это считалось хорошим развлечением для студентов, а после пандемии активно заработали фирмы по доставке, и я стал пользоваться их услугами. И хоть свой я получал 7-8 евро в час, а фирме платили 10, многие захотят работать. Таким образом мы все равно живем не более чем за 300-500 евро в месяц. В самом конце от хорошей жизни сохраняться и не суждено имеет бремя.
В итоге я ставлю минимум устройств. Я почти рискнул остаться неудачником ванные свои ключи. Даже шесть-двенадцать процентов идут курьеры даже до чертовых дворних услуг с низкой зарплатой.
Оных остается всего 1-3 процента, за всем тем могут скрываться не так уж километры большие далей. Такие, кто везет виды для своей машины или пробы. Во во всяком случае, теперь осмелюсь взять время на кухню.
И последнее. На данный момент самой привлекательной одеждой остаются высокопрофильные курьеры, начинают носить не летнюю униформу а простые индивидуальные паранжи с попугаями!
Система разбирается с заказами довольно просто. Приятно теперь выходить сеть и спокойно дойти, пока фактор пока выбора помогает определить.
Фото: Евгения ГУСЕВА.
Почему курьеры все больше и больше?
Понятно, когда курьерская доставка была популярна во времена ковида. Но почему рост продолжается и сейчас?
— Увеличение численности курьеров во многом обусловлено ростом зарплат в других отраслях – производстве, науке, IT, — сказала «КП» Марина Москвина, управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей, член Общественного совета Минтруда РФ. — Больше зарабатывают — активнее пользуются услугами доставки: спрос рождает предложение. И это приводит к тому, что растет число занятых в доставке и персональных услугах.
Другим стимулом к расширению услуг доставки стало развитие онлайн-сервисов.
— Каждый год рынок интернет-торговли в России растет на 30-40 процентов, — рассказала «КП» гендиректор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru Екатерина Агаева. — В 2023 году его объем составил 7,8 трлн рублей, а в 2024 — 10,2 трлн рублей. Это выше мировых показателей. Вместе с рынком eCommerce увеличивается и спрос на доставщиков. Только за 2024 год работодатели опубликовали 7,5 миллионов вакансий для курьеров. Поэтому для привлечения кадров службы доставки вынуждены повышать зарплаты.
А вот еще мнение — оказывается, дело в смартфонах.
— Доступность и удобство курьерской доставки позволили этому сервису войти в привычку десятков миллионов россиян, — отметил «КП» основатель Академии ритейла, доцент МГИМУ, председатель Чемпионата различных профессий Retail Skills Алексей Филатов. — Особенно молодого поколения покупателей, для которых смартфон уже стал фактически новой частью тела. Покупка с его помощью одним-два кликами совершается в любом месте и в любое время. А курьерская доставка — продолжение успешного опыта использования смартфона для решения текущих задач. А новые поколения покупателей стали проводниками в мир онлайн заказов для своих родителей и их родственников.
«ЕЩЁ ЛЕТО ПЯТЬ, И НАЧНЕТСЯ СПАД»
Сколько еще будет продолжаться бум на рынке доставки? Эксперты уверены, что он не очень долго:
— Рынок курьерских услуг в России близок к пику, — сказала «КП» профессор Александра Сафонова. Во вскоре начнется спад, так как необходимость повышать зарплаты, без краткосрочной профпрограммы обучения.
А по словам Мурадяна, исходя из того, что курьеры идут в другие сферы, можно рассматривать переход к другим специальностям, ведь здесь положительная коллегиальном уклон — одна из валют, работающим в данном сегменте.