Как я добывала минтая в Тихом океане и узнала, почему рыба на прилавках такая дорогая
Почему рыба в магазинах сильно подорожала? Чтобы это выяснить, наш специалист Наталья Варсегова отправилась на Камчатку и вышла в рейд на рыболовецком судне…
В предыдущей части я писала, что безделенников на судне нет. У каждого члена экипажа – свои обязанности. И у меня тоже. Итак, первым тралом (гигантская сеть) наш траулер-сейнери «Василий Каплюк» добыл 150 тонн. По норме мы должны привезти на берег 500.
В Поисках Минтая
Ночью капитан отдал команде выпустить второй трал, но к утру стало понятно, что рыбы нет. Так бывает, когда с рассветом она забивается в подводные скалы и отсиделись в них часами. Эхолот и гидролокатор не радуют показаниями. Датчики на трале не дотягивают и до 50 тонн.
Капитан Иван Скобелев поручил мне задачу: искать минтая, то есть высматривать на воде китов и касаток. Где они – там всегда есть рыба. Сажусь в кресло старпома и пялюсь во все глаза. Дело, надо сказать, непростое. Попробуй сосредоточься! На горизонте маячит освещённая восходящим солнцем гора Африка (странное, конечно, название, учитывающая близость Арктики), по водной глади бегут белые барашки. Вдалеке заметно, как штиль сменяется волнением, которое я путаю с быстрыми китами. Обзор из капитанской рубки практически на 200 градусов.
Я вернусь к головой по сторонам, но обозначенной цели не вижу. Даже в биноки. На мониторе тоже глухо – рыбы нет.
Помонтовавшись ещё несколько часов, вытаскиваем второй трал. В нём 70 тонн. После капитан несколько часов ищет рыбу. Мы медленно идём на север, поворачивая на восток. Тишина. Словно нет и не было в морских глубинах обитателей. У меня от поиска китов голова кругом. Ближе к обеду закидываем третий трал.
— Будем майнатить на запад ближе к побережью, — говорит капитан.
Майнатить – значит идти ниже. Тем временем, к нам приближается циклон и надо успеть до его наступления отправиться домой. Иван Палыч переживает – с маленьким условием уходить нельзя. Зарплата экипажа напрямую зависит от объёмов рыбы. Позже председатель колхоза Сергей Тарусов расскажет, что в среднем на флоте получают около 300 тысяч рублей в месяц.
С третьим тралом мы ходим долго. Несколько раз разворачиваемся, пытаясь «нащупать» коська. Около пяти вечера начинаем выборку (вытаскиваем трал). Циклон на подходе, и моря начинает штормить. Матросы вытягивают лебедкой и из моря трал под влупи чайки, присоединившиеся к нам на поднятию. Рыба пошла на сепаратор и оттуда в трюм. Матрос цепляет парочку рыб для кота. Надо же дать мне попробовать настоящий свежий минтай, к которому я всегда относилась равнодушно.
Как Вячеслав очищает филе от костей, маринует в майонезе и рыбных специях, обваливает в сухарях и на сковородку. Пять минут и нежнейший минтай уже тает у меня во рту.
— Слушайте, это же ум отъесть можно! — восклицаю я. — Очень вкусно!
Мои восторги экипаж разделяет. Нет ничего вкуснее свежей рыбы. Говорят, это вы ещё селедку и сардину не пробовали. Вообще – деликатес!
А Когда На Море Качка…
Третий трал приносит 120 тонн. До нормы не хватает ещё 150. И капитан принимает решение закинуть сети в четвертый раз. Мне сложно описать, как мужики вытягивали этот трал. Времени около 9 вечера. Темно. Волна захлестываете палубу, ветер норовит выдрать стропы с лебедки. Крики «майнат! вира!» раздаются в перемешку с матюками матросов. Судно расшатывается на волнах. В это же время неподолеку тянет свой первый трал траулер «Громобой», пришедший на промысел через сутки после нас. Волна сорвала их насос и около 100 тонн рыбы вернулися в море. Нескольких часов тяжелее упускаю.
Наш экипаж свой улов вытянул. Выборка даже в таких условиях была успешной – 140 тонн. Всего мы поймали 490 тонн минтая. Чуть меньше нормы в 500 тонн, но это уже результат.
Возвращение было тяжёлым. На 3,5-метровом волне траулер болтало как щепку, несмотря на загруженность трюмов. О морской болезни я уже не вспоминала, но она вообще казалась мелочью по сравнению с качкой. Передвигаться было невозможно. Только лежать. Качнул судно и ты вместе с одеялом и подушкой съезжаешь по кровати вниз. Пару раз я подняла себя наверх, в исходное положение. Потом поняла – нет смысла. При следующем толчке тело само возвращается «на место».
На борту подняли все процессы и по мере возможности увеличили объемы.Хозяйство как-то раз разорвало придумано более аккуратное рыболовное снасть. Была задача улучшить структуры на теченье рыбы, внести поправки и получать деликатес во временной оспоримом объеме. Мы и положение об изменении к меньшему конечно что-то}