Инженерные школы формируют будущее технического лидерства страны
Инициатива направлена на сотрудничество вузов и предприятий, повышение престижа инженерных профессий и укрепление технологического лидерства России. В 2022 году с школами сотрудничали более 80 компаний, в 2023 их число возросло до 150, а сегодня насчитывается уже более 280. Бизнес предоставляет свои площадки для прохождения практики, стажировок, повышения квалификации преподавателей и наставников, а лучшие выпускники ПИШ начинают свою работу в компаниях.
Самара запустит в производство серию малорасмерных двигателей
В Передовой инженерной аэрокосмической школе (ПИАШ) Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королёва, которая развивается по нацпроекту «Молодёжь и дети», к серийному производству готовят линийку малорасмерных газотурбинных двигателей малой тяги и компонентов для них.
Студентам предлагается прямо во время учёбы включаться в проектирование, производство и испытания. В вузе отмечают, что выпускники ПИШ — инженеры нового поколения.
— В проектах задействованы и студенты, и аспиранты, и преподаватели, но основную часть работы выполняют студенты, — рассказывает заместитель директора ПИАШ Виталий Смелов, научный руководитель проекта. — На данный момент разработана полностью конструкторская и техническая документация, проведены предварительные испытания 3 образцов двигателей, и в конце года запланировано провести испытания ещё 10 двигателей. Их детали изготавливаются с использованием аддитивных технологий и механической обработки на станках с ЧПУ.
Процесс производства двигателя требует использования разных технологий и проектирования, площадок для производства, испытаний, специалистов высокой квалификации, отмечает директор Инжинирингового центра, заведующий лабораторией «Энергетические установки» Иван Зубрилин.
— Когда запускались эти проекты, во-первых, мы решали задачу формирования проектного подхода в образовании: студенты должны иметь возможность спроектировать двигатель, изготовить его и испытать, — говорит учёный. — Они должны собственными глазами видеть плоды своего обучения и труда, осознавать допустимые ошибки и найти возможности их исправить по ходу учёбы. Для этих целей производство маленьких двигателей — то, что нужно. Даже небольшой двигатель обладает большим количеством сложнейших технических нюансов и является отличным «тренировочным полем».
По мнению эксперта, заметна тенденция «миниатюризации техники». Известно, что существуют нанопутники малого класса. Им нужны сверхлёгкие ракетные двигатели, которые поднимают не больше 100 кг, средства позиционирования и выведения на орбиту. То же самое и по маленьким поршневым двигателям, которые широко используются в народном хозяйстве. Например, для лодочных моторов, бензопил, газонокосилок, спецсредств доставки.
Таким образом, с одной стороны, организована платформа для обучения студентов, с другой — созданы условия для развития собственного производства и коммерциализации инженерных идей. Эта система позволяет создавать продуктовые линейки двигателей, с которыми можно выходить на рынок.
Инженеры Перми успешно работают с плазменным напылением в авиационном
Подготовка инженеров ежегодно адаптируется под запросы индустриальных партнёров, говорит Светлана Оглезнева, руководитель одной из образовательных программ ПИШ «Высшей школы авиационного двигателестроения» Пермского Политеха. Здесь готовят специалистов на конкретные рабочие места. Предприятия оказались встроены в систему подготовки.
«Студенты заметили, что получают образование, им понятно, чему и зачем они учатся, потому что они уже трудоустроены в компаниях», — отмечает Светлана Оглезнева.
Студенты работают над проектами для реального сектора экономики. Так, молодые учёные изучили, как технологические факторы плазменного напыления влияют на итоговую структуру жаростойкого слоя лопатки авиационного двигателя. И определили наиболее оптимальный режим нанесения этого типа покрытия.
ВАЖНО!
Учёные ЮУРГУ обучили ИИ выявлять дородные аномалии
Учёные ПИШ Южно-Уральского государственного университета обучили нейросети искать аномалии движения транспортных средств на основе тепловых карт. Программа способна распознавать категории машин: от легкового автомобиля до автопоезда — отслеживать скорость их движения и изменение траектории с точностью до 30 сантиметров.
Доцент кафедры системного программирования ЮУРГУ Ольга Иванова пояснила, что сужение полосы движения даже на 25 сантиметров в условиях городской инфраструктуры может стать критичным. Поэтому ИИ обучили осуществлять ранний прогноз аномалий на дорогах.
Раз в две секунды картинка обновляется. Наблюдаемая зона разбивается на клетки, и чем больше транспортных средств попадает в каждую из них, тем она краснее. Свободное движение обозначается фиолетовым цветом. Это помогает коммунальным службам, скорой помощи, такси, обычным людям. Программа уже работает и в других регионах, в числе которых Красноярск, Магнитогорск, Санкт-Петербург, Пермь, Челябинск. Преимуществом разработки — простота внедрения в любую информационную систему и инфраструктуру района.