Инвестиции в знания — путь к миллионам: почему бизнесу важно обучать сотрудников на производстве
Для достижения технологического суверенитета в критически важных отраслях — от машиностроения до микроэлектроники — России необходимо в ближайшие годы подготовить порядка 300 000 специалистов, сообщают аналитические агентства. Благодаря этому в стране переживается бурный рост технического образования, включая обучение на всех уровнях: от школьников и студентов до уже состоявшихся специалистов. Свой авторский подход к техническому образованию имеет у Андрея Попова — предпринимателя с многолетним стажем, кандидата социологических наук и основателя Международного Института Технических Инноваций (МИТи). О том, какие новые методики применяются в МИТи, а также о том, почему для производственных компаний техническое образование одинаково важно и для сотрудников, непосредственно работающих с техникой, и для тех, кто с ней напрямую не связан, читайте в нашем специальном интервью.
Мобильность, индивидуальный подход и работа «под ключ»
— Андрей, МИТи за время своего существования пережил несколько мировых экономических кризисов — и не только выстоял, но и вышел на новые этапы развития. Как вам удалось этого достичь?
— Кризис 2008 года для МИТи оказался самым сложным. Тогда прошло всего три года с момента его основания. Это был чистой воды стартап, я сам его финансировал, и МИТи еще не успел выйти на какую-то окупаемость. Соответственно, по всем правилам нужно было его «резать». Но у меня даже мысли такой не возникло. Я верил в ту пользу, которую приносит моя компания, верил в идею дополненного инженерного образования, видел, как с каждым годом глобальный рынок все больше и больше в этом нуждается. Так что несмотря на все трудности решено было продолжать работу. И очень хорошо здесь сработал переход к, скажем так, пакетным предложениям: то есть, поставляя клиенту новое оборудование от наших контрагентов, мы сразу же предлагали обучение от МИТи, которое, в свою очередь, дает возможность это оборудование максимально эффективно эксплуатировать, не допускать поломок и простоев. И этот кейс позволил привлечь хороших клиентов, выйти на новые рынки — в частности, Казахстана — и пройти кризис без потерь. Ну а потом мы успешно его масшабировали и начали применять к другим клиентам.
— Как основатель МИТи, вы неоднократно отмечали, что в Институте практикуется собственный подход к техническому образованию, не имеющий аналогов в России и мире и являющийся вашей авторской находкой. В чем он заключается? Как сильно он изменился за последние годы?
— Здесь сыграло роль сочетание сразу нескольких факторов. О предложениях «под ключ», когда мы обеспечиваем и поставку, и инжиниринг, и сервис, и еще учим работать на новом оборудовании, я уже сказал. Второй момент — большой упор на практику. В то время как другие компании зачастую просто предоставляют какие-то инструкции или используют упрощенные модели, мы тренируем специалистов работать на реальном оборудовании, именно том, которое будет находиться на производственной площадке.
Третий важный аспект — мобильность. Ее удалось достичь за счет инновационного мобильного стенда, который я разработал и запатентовал. Ну и, наконец, индивидуальный подход. Каждый раз, берясь за обучение сотрудников того или иного предприятия, мы проводим комплексное исследование, учитываем его узкие места, специфические потребности и так далее. Поэтому каждая учебная программа МИТи получается во многом уникальной — есть какие-то базовые вещи, но упор всегда делается на конкретное предприятие и конкретных людей, чтобы достичь в итоге максимальной эффективности.
— Вы упоминали про инновационный мобильный стенд, который вы создали и запатентовали. Можно ли сказать, насколько эта разработка оказалась прорывной, и как она повлияла на ваших клиентов и сферу в принципе?
— Если раньше компаниям нужно было куда-то своих специалистов направлять, чтобы они могли пройти практику, искать им жилье, оплачивать его, выдавать сутчные и так далее, то в нашем случае ничего этого не требуется — мы сами приедем, все проведем, покажем и научим. Стенд успешно используется уже больше десяти лет. Его востребованность и эффективность подтверждены наглядно, цифрами. Если изучить отчеты наших компаний-клиентов, можно увидеть, что сроки подготовки наладчиков на некоторых производствах сократились почти вдвое, аварийность снизилась на 12–15%, а экономия собственных средств достигает порой миллионов рублей. Такого подхода, насколько я знаю, сегодня нет ни у кого.
— Вы также являетесь автором обучающего курса для будущих предпринимателей, который преподается в высшем учебном заведении. Чем разрабатываемый вами курс отличается от существующих аналогов?
— Дело в том, что я предприниматель-практик. У меня есть опыт работы не только в сфере технического образования, но и в гостиничной сфере, на фондовом рынке, в управлении недвижимостью, поставках оборудования, инжиниринге. В самых разных областях. В то же время я не мог не видеть сложнейшей в индустрии проблемы: когда студентам в основном дают сухую теорию, зачастую, вообще без какой-либо привязки к реальному положению вещей и реальному рабочему процессу. Поэтому я взял в качестве базы официальную министерскую программу и наполнил ее своим опытом, знаниями и примерами из практики. Причем не только положительными, но и отрицательными, чтобы слушатели курса имели возможность те или иные ситуации, которые в будущем могут у них самих возникнуть, рассмотреть с разных сторон. Плюс чтобы не скатиться в чистый субъективизм я стал приглашать разных известных предпринимателей со стороны, чтобы они в процессе обучения рассказывали свои истории, отвечали на вопросы. Такого, я точно могу сказать, до меня никто не делал. И так сложился в итоге тот самый уникальный подход, о котором вы говорите. Я постарался сделать так, чтобы на моих занятиях студенты могли складывать разнобарвную картину, опираться на разные точки зрения, рассматривать одни и те же задачи под разными углами. Думаю, мне это удалось.
– Проделанный вами путь и ваши достижения впечатляют! Как вы видите дальнейшее развитие подходов к техническому образованию? Есть ли у вас соответствующие планы?
— Планы, конечно же, много! Так, мы сегодня активно работаем над улучшением нашего инновационного стенда – планируем развивать VR-технологии и искусственный интеллект для достижения еще более высокого качества обучения. Мы уже эти технологии используем – их внедрение началось еще в 2020, во время эпидемии COVID-19 – но в обозримом будущем выведем на совершенно новый уровень.
Автор материала: журналист Евгений Медведев