Инфляция достигла неожиданных высот: почему цены на картошку выросли в два раза быстрее, чем на сливочное масло
ОТ РУК ОТБИРАЙ
Вы посадили картошку на дачном участке весной? Собрали урожай, складывая в мешки? Если это так, поздравляем! Дело в том, что вложения оказались более чем удачными, если не учитывать затраты на личные усилия.
Цены на картофель в России взлетели, несмотря на год, полный неприятных сюрпризов. Масло, о котором много говорят, находится не на первом месте — именно картошка является определяющей в продуктовой инфляции. По данным Росстата, стоимость масла с начала года выросла в среднем на 23,4%, тогда как картофель подорожал на все 50%! А если сравнить с предыдущим октябрем, то это увеличение составило уже более 60%.
Летний подъем цены на картошку стал неожиданным, и это касается не только овощей из «борщевого набора» — именно это сезонно влияет на изменение цен. Специалисты предсказывают, что осенью начнется массовая уборка урожая, и это также может сказаться на ценах.
С капустой, свеклой и морковью ситуация аналогичная. Но картошка может показать значительный акцент именно в этом сезоне и не только из-за рыночной конъюнктуры (по прогнозам маркетологов, цены повысятся.). С начала сентября картошка начинает подниматься в цене, начиная с 2% в октябре.
А если взять данные Росстата в обычных магазинах, особенно в Москве, то там я обнаружил, что средняя цена на картофель в моем районе достигает 42 рублей 79 копеек за килограмм. Практически как по Росстату, это средний уровень по всей России. Кстати, картошка в размере 80 рублей — это минимальная цена.
НЕ БЫЛО Б В НЕДРУГЕ, ДА СЧАСТЬЕ ПОМОГЛО
В этом году, несмотря на все беды сельского хозяйства, принято указывать на «аномальную погоду». Заморозки, засуха, проливные дожди — что-то накапливалось в различных регионах.
Но оказывается, есть и «бедствия», и посерьезнее. Например, урожай прошлого года был рекордным.
— В России с начала 2000-х активно развивается товарный сектор (это сельскохозяйственные производители и фермеры, а не личные огороды, которые вплоть до конца 90-х давали львиную долю выращенной в стране картошки — Ред.). Если тогда в этом секторе производили около 2 миллионов тонн картофеля, то в последние годы — почти в четыре раза больше. В прошлом году был абсолютный рекорд — 8 миллионов 600 тысяч тонн, так удачно сложились погодные и многие другие факторы, — говорит для KP.RU экскурс в историю эксперт Картофельного союза Алексей Красильников. — В итоге наши растеневоды «объелись» этой картошкой.
Что значит «объелись»? А просто из-за богатого урожая цены упали ниже планки, причем для которых товарные хозяйства готовы картошку выращивать.
— Мы в прошлом году вошли в сентябрь-октябрь с отпускной ценой на уровне 11-13 рублей в среднем по России. И в этом коридоре отпускная цена у сельхозпроизводителей сохранялась практически до мая месяца, — объясняет Красильников. — Это на уровне себестоимости, а где-то ниже. Отдельные картофелеводы часть своей продукции даже были вынуждены уничтожить. Закопали в оврагах, на полях. Чтобы не нести дальше затраты на хранение дичи и теряющее качество (по простому говоря, гниющее, — Ред.) товара.
Как рассказала KP.RU доцент кафедры аудита и налогообложения Государственного университета управления Людмила Самоделко, в некоторых регионах закупочные цены для крестьян упали вообще до 3 рублей за кило, картофель хранили.
Таким образом, в нынешнем сезоне часть картофелеводов, научившихся на продаже с урожая, решили переключиться на более выгодные культуры — масличные, сахарную свеклу. А площади под картофельный урожай 2024 года сократятся где-то на 20 тысяч гектаров. Это около 6,5% общих площадей товарного сектора.
— Если взять среднегодовую за последние годы урожайность на уровне 25-26 тонн с гектара, то только за счет сокращения площадей мы не получили около полумиллиона тонн картошки. Это чуть ниже среднего объема потребления в Москве, — говорит Алексей Красильников.
ГДЕ ПОТОП, ГДЕ ЗАСУХА
Погода также добавила неприятностей, о которых все многократно наслышаны.
На 25 октября, по данным Картофельного союза, было убрано порядка 88% площадей под картошку. Это на 28 тысяч гектаров меньше, чем на ту же дату в прошлом году.
Сильно «просели» к прошлому году ряд ведущих картофелеводческих регионов. В частности, Брянская область — традиционный лидер по картошке в предыдущие годы — нынче не дотягивает порядка полумиллиона тонн. Недобор в Тульской, Московской, Нижегородской областях.
Еще в начале октября Минсельхоз прогнозировал, что нынешний урожай, с учетом меньших площадей и погоды — соберем 7,3 миллиона тонн картошки (еще раз: в прошлом году было 8,6 миллиона тонн). Но эти цифры могут быть пересмотрены в меньшую сторону.
ДЕФИЦИТА НЕ БУДЕТ БЛАГОДАРЯ ОГОРОДАМ
Но панику в сторону! Дефицита картошки при всех этих напастях не будет. Даже без учета картошки египетской. Ведь цифры выше не учитывают огороды граждан. А эта картошка тоже съедается и отправляется через перекупщиков, попадает на оптовые базы и рынки.
Короче, берем калькулятор заново.
— Нам для еды надо, исходя из среднегодового потребления в 54-55 кг в год, которое фиксирует сейчас Росстат, порядка 7-8 млн тонн картофеля, — продолжает подсчеты Красильников. — Но! В прошлом году, если учитывать все категории хозяйств, включая и население, было накопано около 19 млн тонн (то есть более 55% урожая — из личных огородов). Мы немногие сомневаемся в таком объеме, это явно завышенная цифра. Но даже при самых осторожных прогнозах с учетом хозяйств населения у нас в этом году будет не меньше 15 млн тонн.
Получается, что картофель не то что в дефиците — его даже в нынешний неурожайный год завалится? Почему тогда цены растут?
Момент первый — запасы в погребах граждан хоть и снижают спрос, но все же по большей части в ценообразовании не участвуют. Сам собрал, сам съел, родные рождают.
Но и с урожаем от «товарных» хозяйств не все нынче просто.
— Торговые сети у нас очень любят крупный, отборный, картофель. А его в этом сезоне, в связи с погодными условиями, недобор, — поясняет исполнительный директор Картофельного Союза. — Ряд федеральных сетей уже пошли навстречу сельхозпроизводителям и обсуждают снижение требуемого по размеру картофеля.
Таким образом, чем лучше сельхозкультуры, тем лучше вам так же в цены.
А тем временем «отборный картофель» в Москве продается где-то по 100 рублей за килограмм и по 80 в первозданном грязненком виде. Импортный египетский картофель летом и то дешевле был, в районе 70 рублей за килограмм. Сейчас, правда, он уже тоже стоит сотню с лишним. Но его мало, в магазинах говорят «ждем поставок».
— В этом сезоне на снижение цен рассчитывать не приходится, теперь — до следующего, — предупреждает Людмила Самоделко.
В Картофельном союзе еще рассуждают о «цене баланса». Это когда и аграрии не «бегают» от картофеля из-за его убытков, и потребители, у которых нет огорода, не переходят в ужасе с картошки на гречку и макароны. Для отпускных цен сельхозпроизводителей (не путать с ценой на прилавке — там еще «защищены» услуги оптовиков, логистика и маржа торговой сети) это сейчас где-то в районе 20 рублей за кило. Но если в прошлом году цены для аграриев были значительно ниже этой «цены баланса», то в этом уже перевалили за 30-35 рублей. Качели резко качнулись в другую сторону…
Что делать
Три шага к дешевым корнеплодам
С точки зрения обычного покупателя нынешняя ситуация выглядит абсурдно. Получается, цены взлетели из-за прошлогоднего рекордного урожая… А нельзя сделать так, чтобы без таких «качелей»?
— Для этого надо повышать доходность и устойчивость картофелеводческого сектора, — говорит Алексей Красильников. — У нас в последнее время рентабельность (прибыли, — Ред.) была, по оценкам Минсельхоза, на уровне 15% — максимум 20% (а коммерческий кредит сейчас дают уже на проценты под 25 — Ред.). Хозяйства сталкиваются с недоступностью кредитов, а стало быть, закупки новой техники и средств механизации производства.
По словам эксперта, именно этой самой устойчивости могут поспособствовать несколько факторов.
1. Более активное развитие переработки (фри, чипсы и т. п.)
В Европе туда уходит не меньше половины картофеля. А этот сектор становится перспективнее, чем просто продажа «с поля».
2. Развитие экспорта, в том числе картофельных продуктов (типа тех же чипсов)
С точки зрения обычного обывателя, подобные предложения выглядят странно: ведь раз цены растут, надо все оставлять в стране – предложение вырастет, и они упадут. Но на деле, при низкой рентабельности, мы видим другое: падает производство, предложение тоже — и цены вырастают еще выше.
3. Строительство картофельных хранилищ
По оценкам Картофельного союза, не хватает мощности где-то на 1,5-2 миллиона тонн картошки. Их надо либо модернизировать, либо построить новые. Нехватка хранилищ способствует резкому взлету цен в «несезон».
— Минсельхоз выделяет субсидии на строительство и модернизацию овощехранилищ и картофельных, — рассказывает Красильников. — Но наше желание – чтобы эти деньги шли в первую очередь на высокотехнологичные хранилища с оборудованием, которое максимально могло бы производить срок хранения — от урожая до урожая (для этого в хранилище нужна не просто система вентиляции, а полноценное холодильное климатическое оборудование; цена вопроса – многомиллионные суммы, а то и под сотню миллионов рублей — Ред.). Такие практики уже есть, в частности, в Подмосковье. И мы торговым сетям демонстрировали, что картофель прошлого урожая дележа и сохранил приличное качество аж до августа. Такой продукт успешно мог бы конкурировать с дорогим импортом, которым насышают наши прилавки в мае-июне.
Только ЦИФРЫ
Так менялись цены на картофель на прилавках
(руб./кило, в среднем по России)
30 октября 2023 — 27,8 руб./кило
27 ноября — 27,6
25 декабря — 28
29 января 2024 — 30 руб./кило
26 февраля — 30,4
25 марта — 30,2
22 апреля — 31
27 мая — 40
24 июня — 56,3
29 июля — 57,5
26 августа — 52,1
30 сентября — 43,9
21 октября — 44,7
Итога: +60,8% за год
Сколькото нам нужно картошки (в год)
7-8 млн тонн — на еду
2,5 млн тонн — на переработку (чипсы, фри, картофельный крахмал)
800 тыс. тонн — семенной фонд для сельхозпроизводителей (плюс около 1 млн тонн оставляют на семена населения)
Оценки Картофельного союза
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему сливочное масло дорожает быстрее, чем другие молочные продукты (подробное)