Игнорируя все препятствия: Российские автопроизводители демонстрируют рост, несмотря на кризис продаж
Фото: Shutterstock.
С одной стороны, ситуация на российском авторынке складывается не лучшим образом. Цены на автомобили растут, а количество продаж значительно сократилось с начала года. В апреле россияне приобрели 102 тысячи легковых автомобилей, что на 25,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
С другой стороны, если сравнить абсолютные показатели, то по итогам апреля Россия оказалась среди лучших автопроизводителей Европы. В марте мы уступили Испании по количеству проданных автомобилей, но в апреле вновь ее обошли. Хотя результаты не выдающиеся: за второй месяц весны в Испании продали 98,5 тысячи новых машин. Все остальные европейские страны — кроме Германии, Италии, Франции и Великобритании — не дотянули даже до отметки в 50 тысяч.
— Это подтверждает потенциал российского рынка. Люди готовы покупать автомобили, не обращая внимания на высокие цены и отсутствие западных брендов, — комментирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Однако радоваться рано, ведь в конечном итоге по уровню автомобилизации мы уступаем даже странам Прибалтики.
Автомобилизация — это количество машин на 1000 человек. Здесь мы действительно проигрываем европейцам. Средний показатель в странах Западной Европы — 574 автомобиля (данные за прошлый год). Лучший (если исключить микрогосударства вроде Лихтенштейна и Монако), вне всяких сомнений, у Польши — 703 автомобиля. В Латвии — 410. В России — 322…
— Изучая рынок новых продаж автомобилей, нужно учитывать и население стран. В той же Германии оно в 1,5 раза ниже, чем у нас, а продажи автомобилей — в 2,5 раза больше, — отмечает Антон Шапарин. — И мы еще не говорим о средней цене и наиболее популярных марках… Среди которых в России лидирует Lada Granta. Признаем честно — не суперсовременная модель.
Фото: Shutterstock.
Эксперты уверены: показатели могут быть выше. Мешают высокие цены на автомобили и дорогие автокредиты. Плюс не помешала бы другая схема субсидирования при покупке машин. Сейчас некоторые категории граждан (многодетные семьи, учителя, врачи, участники СВО) могут купить машину с поддержкой от государства только в кредит. В идеале было бы сделать такую покупку возможной без всяких займов — иначе переплата по кредиту может «съесть» всю выгоду от субсидии. Кстати, Минпромторг уже прорабатывает подобный сценарий.
— В 2012 году мы едва не обошли Германию по количеству проданных новых машин, — напоминает Антон Шапарин. — Сейчас об этом остается мечтать. Но если попробовать отрегулировать цены, сделать машины доступнее для большей части населения, то ситуация резко изменится. Потенциально наш рынок может стать первым в Европе.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
ТОП-5 рынков Европы в апреле
Страна Продано машин Динамика к апрелю-2024
1. Германия 242 728 -0,2%
2. Италия 139 142 +2,7%
3. Франция 138 696 -5,6%
4. Великобритания 120 331 -10,4%
5. Россия 102 107 — 25,5%
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей и агентства «Автостат».