Глобальный автопром столкнулся с кризисом: Как электроника и санкции влияют на производство новых автомобилей
Глобальный автопром находится в состоянии кризиса, и эксперты единодушны в этом мнении. Продажи на ключевых рынках демонстрируют резкое снижение, а прибыль ведущих компаний продолжает падать. Мы рассмотрим, с чем связано текущее положение дел в автопроме и что оно значит для российских автопроизводителей.
Причины кризиса
Падение продаж и производства
В России наблюдается резкое снижение продаж, составившее 61% по сравнению с прошлым годом за девять месяцев. Причина не в том, что потребители стали значительно богаче, а в том, что автопром страдает от недоступности комплектующих. В 2022-2023 годах рынок фактически «умер», и в 2024 году он столкнётся с так называемым эффектом низкой базы.
Высокий спрос на автомобили в стране вызван также страхом перед дальнейшим ростом цен и увеличением ставок по кредитам. Тем не менее, прогнозы на януаре 2024 года дают надежду на улучшение показателей, предполагая, что они достигнут самого высокого уровня с 2019 года (более 1,5 млн проданных автомобилей за год).
Пандемия замедлила мировой автопром — продажи сократились на всех ведущих рынках. Вернуться на прежние позиции будет крайне сложно. При этом наблюдается тенденция к снижению продаж.
В сентябре в мире было продано 7,5 млн легковых автомобилей — на 3,6% меньше, чем в прошлом году.
Снижение продаж составило:
в Западной Европе — 4,1%
в Китае — 5,2%
в США — 12%.
Также отмечается снижение доходов компаний. Особенно это заметно на трех крупнейших мировых концернах Volkswagen, BMW, Nissan.
Операционная прибыль снизилась за третий квартал по сравнению с прошлым годом:
Toyota — на 20%
Volkswagen — на 42%
Mercedes — на 65%
BMW — на 86%
Nissan (входит в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi) — на 90%.
Закрытие заводов и сокращения
Неудивительно, что на фоне этого появились объявления о радикальных сокращениях расходов. Nissan анонсировал увольнение 9000 сотрудников. Tesla с весны проводит «оптимизацию производства», которая уже затронула 14 000 человек, касаясь проблем и смежных предприятий: около 7000 служащих намерены «выйти на мороз» в компании Bosch — одном из крупнейших производителей электроники и запчастей. А в Volkswagen планируют закрыть сразу три (из 10) заводов в Германии. Это не случалось ни разу за всю 87-летнюю историю концерна. И «бонусом» сократят зарплаты оставшимся сотрудникам на 10%.
Рабочие, конечно, протестуют, грозя забастовками… Но вряд ли это на что-то повлияет.
Отказ от электромобилей
Несколько лет назад мировой автопром, казалось, взял курс на тотальную электрификацию. В Европе к 2035 году планировали полностью отказаться от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). А Tesla Model Y в 2023 году стала самой продаваемой машиной в мире! Но что-то вдруг пошло не так…
Если в позапрошлом году рост мировых продаж электромобилей составил впечатляющие 78%, то в прошлом — уже 35%, а в нынешнем — только 11%. Темп явно замедлился, а применительно к Европе и вовсе наступил мощный провал. В августе падение продаж «электричек» в Старом Свете составило 44%. Гибриды просели на 21%. Громкие заявления ведущих концернов о скором отказе от машин с ДВС остались заявлениями…
Чем это грозит?
Никто не возьмется сказать, насколько глубоким окажется кризис и удастся ли его разрешить. А вот последствия при худшем сценарии уже предугадываются.
Обвал экономики
— Если допустят закрытие заводов и массовые сокращения, это коснётся не только выпуска автомобилей и падения доходов автоконцернов, — отмечает Максим Кадаков. — Порвётся весь кластер смежных предприятий, которые завязаны на автопром. Начнут нестись убытки заводы по производству пластика, стекла, ткани, запчастей, электроники… Это особенно заметно на примере Германии.
В конечном счете по принципу домино дойдет даже до булочников — в тех городах, где тысячи людей потеряют работу. И вкусную, свежую булочку просто некому будет купить.
Экспансия Китая
Стремительный рост китайского рынка серьёзно замедлился. Многие заводы практически упразднили свою мощность и работают на 50% от своей мощности. А их рентабельность по-прежнему зависит от государственной поддержки. Сейчас она есть. Что будет, если вдруг прекратится?
При этом эксперты подчеркивают — при равных условиях китайцы подмянут мировой рынок под себя. Конкурировать с ними в честной борьбе западным компаниям нереально.
— Поэтому в Европе вводят заградительные пошлины. А Дональд Трамп на границе США с Мексикой выстраивает стену не только против потока нелегальных мигрантов (в физическом смысле), но и против китайских машин (в экономическом). Именно в Мексике бренды из Поднебесной активно строят заводы, наращивая производство, — явно с прицелом на американский рынок. А их прорыв американцы допускать не хотят, — говорит Максим Кадаков.
Возможные проблемы для России
Не стоит думать, что с уходом западных брендов вся дальнейшая судьба нас уже не касается. Переиначить поговорку и сказать, «что немцу смерть, русскому — хорошо», не получится. Предположим, какой-нибудь крупный концерн разорится. Откуда брать запчасти для машин, которые у нас эксплуатируются? А как быть с сервисным обслуживанием?
— И, наконец, никто не знает, как поведет себя Китай, окончательно взяв под себя. Что помешает им взвинтить цены на безальтернативной основе? Дружба дружбой, а денежки — врозь. Китайцы эту мудрость знают, — разводит руками Максим Кадаков.
Ну и рассчитывать на то, что кризис мирового автопрома как-то поможет исконно российскому, вряд ли стоит. Продажи «Лада» и «УАЗа», возможно, вырастут. Как и цены на них. А вот качество, технологии, их надежность — наверняка не вырастут.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Ставки по вкладам бьют рекорды: обещают до 30% годовых (подробное)