Глава Центробанка Эльвира Набиуллина: «Ключевая ставка не будет высокой бесконечно»
Фото: Ольга ЮШКОВА.
Спор о уровне ключевой ставки – бесконечный. Мнения разделяются: одни утверждают, что ЦБ в своих решениях прав, другие настаивают на необходимости немедленного снижения ставки. Аргументы приводятся различные – от «что было раньше – курица или яйцо» до приводящих к сути вопроса. На заседании во вторник Набиуллина снова объясняла депутатам Госдумы денежно-кредитную политику. По кусочкам разжевывала им, почему ЦБ делает именно то, что делает. KP.RU подслушала и разжевала еще больше.
БЕЗ Повышения Быть Не Может
Напомним, Центробанк начал повышать ключевую ставку в середине 2023 года. Он поднял ее с 7,5% до 16% годовых буквально за несколько месяцев. Потом взял паузу. Текущий уровень уже оказался весьма высоким. Но, видимо, недостаточным. Цены все равно росли. Поэтому ЦБ пришлось повысить ставку еще сильнее уже во второй половине 2024 года – до 21% годовых.
Фото: Михаил ФРОЛОВ.
— Ключевая ставка смогла сдерживать очень сильное инфляционное давление 2024 года, смогла подавить инфляционный импульс. Без ее повышения граждане, и бизнес ощущали бы инфляцию на своих кошельках и расходах на порядок сильнее, чем сейчас. Зарплаты и пенсии сжирает инфляция, а не рост процентных ставок, — пояснила Набиуллина.
По ее мнению, если бы ЦБ не начал повышать ключевую ставку в 2023 году, инфляция давно уже перевалила за 20 – 30% годовых. И чтобы победить ее, пришлось бы повышать ставку еще сильнее – до 40 – 50%. Центробанк Турции, который допустил такую ошибку несколько лет назад, не даст соврать. Тем не менее держать ключевую ставку на высоком уровне долго наш ЦБ не планирует.
— Хотя мы говорим, что период высокой ключевой ставки будет продолжительным, мы все-таки рассчитываем, что он не будет бесконечным, — сказала глава ЦБ.
Цель регулятора – опустить инфляцию до приемлемых уровней. Сейчас она составляет 10% годовых, а должна снизиться до 4%. По прогнозам, это должно произойти в 2026 году. Опять же – если не произойдет ничего экстраординарного…
Как Повлияют Тарифы Трампа
Фото: REUTERS.
…А оно уже происходит. Дональд Трамп резко повысил пошлины для всех стран мира. Для большинства – на 10%. А для нескольких десятков стран – от 20 до 49%. Для сравнения, пошлины на ввоз товаров в Америку до этого времени составляли в среднем чуть больше 2%. А сейчас будут в среднем больше 20%. Это уже обрушило фондовые рынки по всему миру, резко упала и стоимость нефти.
— ЦБ видит эскалацию тарифных войн в мире. Мы анализируем каналы влияния на Россию решения США. Риски для нашей экономики от снижения мировых цен на нефть есть. ЦБ готов к ним и следит за развитием ситуации, — пояснила Набиуллина.
Экономисты по всему миру уже сравнивают решения Трампа с землеетрясением или цунами, последствия от которого могут ощущаться по всей планете. Есть большие риски глобальной рецессии по сценарию кризиса 2008 года или, что еще хуже, Великой Депрессии 1929 года. Правда, и на этот случай у Центробанка есть свой прогноз и план действий.
В конце прошлого года регулятор опубликовал основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов. И среди четырех возможных сценариев там есть и рискованный, который анализирует возможность глобального кризиса.
В этом случае инфляция разгоняется до 13 – 15% годовых, а ключевая ставка ЦБ не только не опускается, но и повышается еще – до 22 – 25% годовых. В конце прошлого года вероятность такого сценария Центробанк оценивал как низкую, но сейчас ее вероятность стала выше. Тем не менее даже в самом рискованном сценарии в планах ЦБ опустить ключевую ставку до 7,5 — 8,5% годовых в 2027 году.
Почему Ставку Нельзя Опустить?
Многие экономисты задают закономерный вопрос. Ключевая ставка душит российский бизнес. Тот не может развиваться, брать кредиты, чтобы инвестировать в расширение производства. В итоге может так получиться, что и инфляцию не победим, и своих производителей загубим.
— Мы видим, что инфляция замедляется достаточно медленно. При этом часть охлаждения экономики ключевая ставка действительно начинает работать. Производство во многих отраслях сокращается или не растет. Но мы не можем так заморозить экономику, чтобы она совсем останавливалась. Мы должны и бороться с инфляцией, и при этом стимулировать предложение, особенно в приоритетных отраслях, — заявил в эфире радио «КП» Антон Свириденко, исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина.
В Центробанке на этот аргумент отвечали уже не раз. Ключевая ставка балансирует спрос и предложение. Если ее опустить, это приведет лишь к дополнительному росту цен. Спрос станет выше, а предложение за ним не последует. Помогать приоритетным отраслям нужно точечно. Давать им льготные кредиты, субсидии от государства. Все это делается. Но в достаточной ли мере – это уже компетенция правительства, а не Центробанка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Эффект американской бабочки: Как политика Трампа может повлиять на мировую экономику и на Россию