Эльвира Набиуллина: «Ключевая ставка – это не волшебная палочка»
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в четверг выступила в Госдуме. Она предоставила депутатам обзор работы Центрального банка за 2024 год, а также прокомментировала множество актуальных экономических вопросов.
Почему пока еще рано снижать ставки?
Ключевая ставка ЦБ, от которой зависят проценты по депозитам и кредитам, остается высокой – 21% годовых. На последнем заседании Центробанка в марте вопрос о ее снижении даже не поднимался.
— Мы все надеемся, чтобы ставки снижались быстрее. Но наивно полагать, что ключевая ставка — это волшебная палочка. Если снизить ставку, не учитывая высокую инфляцию, последствия будут печальными — в виде нового роста цен, а также еще более значительного повышения рыночных ставок, — пояснила Набиуллина.
Причинами высокой инфляции являются дисбаланс спроса и предложения. Денег в экономике стало много, а возможности для роста производства ограничены.
— В настоящее время физические ресурсы в экономике практически полностью задействованы. Рекордно низкая безработица это очень хорошо показывает. Порог можно нарастить по-разному, но от этого больше он не станет, — добавила глава ЦБ.
Набиуллина подчеркнула, что одним из секретов повышения потенциала экономики является внедрение новых технологий и повышение производительности труда. А умеренная инфляция — это, если хотите, твердая почва под ногами на этом пути, — пояснила Набиуллина.
Первым признаком замедления роста цен уже есть. Но торопиться со снижением ключевой ставки в Центробанке не планируют. Иначе можно обратить процесс вспять. По прогнозу ЦБ, в этом году инфляция может составить от 7 до 8%, а в 2026 году снизиться до 4%. Кстати, недавнее укрепление рубля тоже помогает инфляции снижаться. Главное – чтобы оно было устойчивым, а не временным.
Но ведь бизнес же страдает от высоких ставок по кредитам?
Есть такое представление. Мол, у компаний резко растет долговое бремя. И в таких условиях они откладывают реализацию инвестиционных проектов. Ну и в целом чувствуют себя не очень. Возможно, часть наиболее закредитованных бизнесов действительно испытывают проблемы. Но в целом ситуация не кажется катастрофической.
— В прошлом году прибыль предприятий реального сектора хотя и несколько снизилась, но все же втором год подряд превысила 30 трлн рублей. И компании активно инвестируют прибыль, наращивают производственные возможности — то, что экономисты называют потенциалом экономики. И продолжают привлекать кредиты, — пояснила Эльвира Набиуллина.
К примеру, за прошлый год кредиты предприятиям выросли на 13 трлн рублей. И эта половина прироста пришлась на инвестиционные проекты, строительство жилья. Рост корпоративного кредита, даже с учетом инфляции, был в два раза выше роста экономики.
— Одним словом, бизнес динамично развивается и при высокой ключевой ставке. Наша политика сдерживает избыточный рост спроса. У нас не было и нет цели заморозить кредитование, как это иногда представляют. Избранная нами траектория ключевой ставки замедлит рост кредита до сбалансированного уровня. Но в этом году кредит продолжит расти и внести свой вклад в экономический рост, — пояснила глава ЦБ.
По ее словам, те компании, которые нуждаются в деньгах, но при этом не платить бешеные проценты по кредитам, могут выходить на биржу, выпускать акции и привлекать капитал таким образом.
— Это стратегия регулятора. У высокой ключевой ставки есть и положительные, и отрицательные моменты. Для тех, у кого есть сбережения, это плюс. Вы их выгоднее размещаете – под процент сильно выше инфляции. Но есть и побочные последствия. Такая стратегия приводит к росту издержек закредитованных компаний, — рассказал в эфире радио «Комсомольская правда» экономист Алексей Бобровский.
Как будут бороться с мисселингом и мошенничеством?
Одно время банки активно предлагали клиентам разные странные финансовые продукты. Например, инвестиционное страхование жизни. Его рекламировали как «более выгодную замену депозиту». Но по факту доходность оказалась сильно ниже. И это расстраивало клиентов, которые ждали хорошего дохода, но не читали внимательно договор. Сейчас часть продуктов, под давлением ЦБ, с финансового рынка ушла. Но прочные практики все равно изведены не до конца.
— Нам явно не хватает более высоких штрафов для банков за нарушения прав потребителей. На наш взгляд, их нужно повышать. Конечно, ключевой для нас является работа с культурой банков, но усиление материальной ответственности – сильный сдерживающий фактор для недобросовестного поведения, — считает Эльвира Набиуллина.
И однако, одна из самых острых проблем – мошенничество. Аферисты воруют у наивных россиян, по разным оценкам, десятки и даже сотни миллиардов рублей каждый год. В правительстве и ЦБ с этим активно борются. Уже действуют ряд законов на эту тему. В частности, самозапрет на выдачу кредитов, период охлаждения при попытке отправить деньги на счет человека, находящегося в черном списке ЦБ. На очереди и другие меры.
— В этом году наша главная задача в этой сфере – реализовать на практике новые инструменты, которые дал нам законодатель, чтобы люди почувствовали изменения к лучшему. В том числе закон о противодействии кредитному мошенничеству, закон о сервисе «второй руки», который Госдума приняла совсем недавно, — пояснила глава Центробанка.
Кроме того, ЦБ вместе с правительством и Минфином будет работать над созданием единой антифрод-платформы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Набиуллина: кредитование в 2025 году продолжит расти
Набиуллина выступила за повышение штрафов для банков за навязывание финуслуг