«Эффект американской бабочки»: Как политика Трампа может повлиять на мировую экономику и на Россию
На повестке дня старина Дональд! В конце предыдущей недели он объявил о повышении импортных пошлин для… всего мира. В частности, если вы хотите продавать на американском рынке, плати! Тарифы для многих стран стали просто колоссальными – доходят до 50 и даже 60%. Что это такое – продуманный план по возвращению величия Америки или «шоковая терапия», которая грозит всем Великой депрессией? На этот счет уже ломают копья экономисты и политологи. А нам интереснее, что будет с российской экономикой, инфляцией и курсом рубля.
Но сначала посмотрим, какова была реакция на сырьевых и финансовых рынках:
— Цена на нефть опустилась ниже $64 за баррель впервые с апреля 2021 года. Сорт Urals стоит еще меньше из-за санкций. За бочку нашей нефти дают около $50. Экспортная выручка от продажи «черного золота» уже не составляет львиной доли в доходах нашей казны. Но она все равно остается приличной. Поэтому дефицит казны, если нефть не отскочит вверх, может вырасти.
— Фондовые рынки падают по всему миру. Рынок США, упали котировки акций в крупнейших азиатских экономиках. Российский индекс Мосбиржи «островком стабильности» тоже не стал. В среднем падение составляет 10 – 15%. И пока оставаться не собирается.
— Курс доллара… снижается. Он немногим упал к основным мировым валютам. Правда, изменения незначительны. Что интересно, к рублю доллар подорожал, но тоже на сущие проценты. И то лишь потому, что наша валюта с начала года сильно укрепилась. Больше уже некуда. На середину дня понедельника на межбанковском рынке за доллар давали 86 рублей.
— Золото на фоне новостей, наоборот, пошло в рост. Выполняет свою защитную функцию. Когда все падает, что-то точно должно расти. Обычно все бежали в доллар. А теперь американскую валюту уже не воспринимают «тихой гавань», защищенной крупнейшей экономикой мира. Осталось только золото. За унцию золота дают больше $3050.
— Биткоин. А вот этот цифровой товарищ свою защитную функцию не оправдал. Видимо, зря его называли «цифровым золотом». За несколько дней он упал на 10%; до $76 тысяч.
Фото: Shutterstock.
Что ЭТО Такого Было
Есть несколько объяснений, почему Трамп решил сделать то, что он сделал. Официальная логика звучит так. Мол, в последние десятилетия США потеряли свой промышленный потенциал. Все производства плавно переметнулись в другие страны. И те активно богатели, поставляя свои товары в Америку. Отсюда гигантский торговый и бюджетный дефицит. Трамп решил положить этому конец. Причем быстро.
Математическая логика в тарифах есть. Они отражают разницу между доходами от экспорта в определенную страну, которые получает Штаты, и затратами на покупку импорта из этой страны. Тарифы уравновешивают эти показатели, то есть сводят торговый дефицит в ноль.
Правда, все это возможно лишь при двух важных условиях. Во-первых, что страна продолжает поставлять тот же объем товара в США. Во-вторых, что страна смиренно принимает новые условия и не вводит «зеркальные» тарифы на американскую продукцию. И вот здесь вышла нестыковочка.
Большие страны (Китай, члены Евросоюза) заявили, что на шантаж США не поведутся и в ответ введут такие же тарифы. А маленькие (например, Вьетнам) сказали, что хотят вернуть низкие пошлины и поедут договариваться в Вашингтон. Тем более что действовать они начнут лишь с 9 апреля. Но вряд ли стоит ждать быстрых решений. Невозможно вести переговоры с делегациями сразу из 60 стран, против которых хотят ввести повышенные пошлины. Поэтому, похоже, какое-то время мировая экономика проживет с высокими тарифами. Или Трамп все-таки быстро отыграет назад. Но в этом случае осадочек все равно останется.
Есть еще одно официальное объяснение. Стратегическая цель Трампа – вернуть производства в Америку. Мол, бизнес испытывается высокими тарифами. Пошлины стимульруют иностранные компании строить заводы и фабрики в США и создавать рабочие места там, а не где-нибудь в Камбодже. Но тут не все так просто, считают экономисты. Чтобы построить завод, нужно несколько лет. А где гарантия, что новые тарифы останутся с нами навсегда?
— Насколько в условиях текущей экономической нестабильности (в смысле направления политики США) все зарубежные бизнеса ломанутся вкладывать ундецилионны денег в строительство новых заводов-пароходов на территории Америки. А вот куча денег в это закопать можно прямо сейчас – а через четыре года экономическая политика Штатов развернется куда-нибудь на 80 градусов, и окажется, что это все было лишним… — задается вопросом Павел Комаровский, бизнес-консультант и автор телеграм-канала «Рациональный ответ».
МНЕНИЕ «ЗА»
— Трамп делает свою экономику «снова великой». Да, пошлины — это шок, рынки снизились, но это эмоции инвесторов. А не эмоции, это статистика – с начала года число вновь созданных рабочих мест в США продолжает возрастать. Январь – 111 тысяч, февраль – 117 тысяч, март – сразу 228 тысяч! Здравоохранение, социальная помощь, транспорты, складирование, различная торговля. Трамп, может и революционер, но результат виден уже сегодня. Будем наблюдать, — считает Борис Титов, специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, председатель совета Института экономики роста.
Фото: Юлия Пыхалова.
МНЕНИЕ «ПРОТИВ»
— Есть ощущение, что ребята упрощают и буквально «не ведают, что творят». Или ведают, но недооценивают масштаб разрушения ими основ финансовых рынков. Но развал финансовой системы мира, тем более рукотворный, чреват грандиозными последствиями, в том числе и для «виновников торжества». Есть понятие точки невозврата. Если обвал рынка пройдет определенную точку, и ничего не будет сделано, то размер потерь инвесторов будет колоссальным, его невозможно будет восстановить. Главное: это приведет к утрате доверия ко всему тому, что было должно, по замыслу этого безумного водевиля, стать в итоге основной благосостоянием тех же США. В частности, утрате доверия к доллару и роли США в мире, — считает Евгений Коган, инвестбанкир, профессор Высшей школы экономики, создатель проекта bitkogan.
Вопрос РЕБРОМ
А как это отразится на нашей экономике?
Американцы уже поняли, чем им грозят новые пошлины. Естественно, повышением цен. И теперь атакуют магазины бытовой техники, скупая айфоны и не только. Пока не подорожали! Что-то знакомое, не правда ли?
Для России последствия не так однозначны. Во-первых, мы под новые пошлины Трампа не попали. Да и борьба с США у нас мизерная – всего 0,1% от общего объема американского импорта. Даже если введут, ничего страшного не случится. Во-вторых, экономика – очень гибкая штука. Санкции это прекрасно показали. Товары и услуги всегда текут туда, где меньше барьеров. Но в конечном итоге все решает спрос и предложение.
Если условный завод в Китае или фабрика в Камбодже теряет покупателя в США или спрос там снижается, производитель начинает либо сокращать производство, либо давать скидки другим покупателям, чтобы они заказывали больше. То есть, тарифы Трампа могут даже привести к снижению цен для России. В условиях того, что Америка, по сути, ввела санкции против всего мира, соблюдать их санкции против России желающие явно будет меньше.
Правда, мы можем пострадать от замедления мировой экономики в целом и падения цен на нефть. Да и сюрпризы от новой администрации США еще явно не закончились. Поэтому сделать однозначный прогноз, к чему все это приведет, пока явно рано.