Автолюбители требуют поддержки: продажи новых автомобилей снижаются, вторичный рынок растет
Фото: Shutterstock.
Увеличение продаж не прекращается
Несмотря на то, что продажи новых автомобилей в течение трёх месяцев упали на 25%, вторичный рынок остаётся относительно стабильным. В марте наблюдалось снижение (-10,7% по сравнению с прошлым годом), но первый квартал даже показал небольшой рост (+3%). Владельцы продали 1 265 629 автомобилей. Для сравнения, за тот же период было реализовано всего 246 939 новых машин.
Наиболее активно продаётся продукция компании АвтоВАЗ, чьи продажи увеличились более чем на 12%, а в топ-10 самых популярных моделей вошли сразу пять автомобилей марки «Лада». Лидерство продолжают удерживать модели «классика» — ВАЗ-2107, производство которых было прекращено ещё в 2014 году. При этом «семёрки» остаются наиболее востребованными благодаря низким ценам – найти машину «на ходу» можно за 100-150 тысяч рублей.
— Остается стабильной и ценовая ситуация, — рассуждает автоэксперт Андрей Ломанов. — На них не так сильно влияют те факторы, которые подняли стоимость новых автомобилей. Поддержанные машины не касаются возрастного утильсбора. Главное, что большинство таких автомобилей приобретаются на свои деньги, без кредитов. Поэтому резкое повышение кредитных ставок никак не сказалось на динамике продаж.
По данным «Автостата», поддержанная машина в среднем обходится в 1,48 млн рублей. И это даже ниже, чем год назад, когда она колебалась на уровне 1,61 миллиона. Указывается рост – почти половина всех автомобилей, сменивших владельцев с начала года, старше 10 лет. И лишь треть (31%) еще не отпраздновала такой юбилей. Остальные — варианты от 20 лет и старше.
Отголоски «Эпохи Седанов»
Это, кстати, объясняет два интересных момента, которые радикально отличают структуру вторичного рынка от рынка новых легковушек.
Первое, что бросается в глаза – минимальная доля китайского автопрома. Если среди новых машин на бренды из Поднебесной приходится 67% продаж, то среди поддержанных – всего 4%! А половину рынка делят между собой пять марок – помимо АвтоВАЗа, это Kia, Hyundai, Toyota и Nissan. Да и в целом топ-10 не меняется уже больше года.
Второй момент – низкая доля кроссоверов: всего 26% против 66% среди новых машин. На вторичке наибольшей популярностью пользуются седаны с хэтчбеками.
— Это отражает автомобильную моду, которая у нас была лет 10-15 назад, — говорит Андрей Ломанов. – Кроссоверы заполнили российские дороги не так давно. Раньше мы были «страной седанов». Вот сейчас эти седаны – уже изрядно постаревшие – и ходят по рукам. А китайцев просто не так много на вторичном рынке. До 2022 года новых китайцев продавалось мало, было всего несколько брендов. Да и те машины надежностью не отличались – многие просто не дожили до нынешних времён. Но рано или поздно их доля на вторичном рынке существенно вырастет. Сотни тысяч «китайцев», которые покупают сейчас, начнут менять владельцев. А древние «корейцы» и «японцы» будут отправляться на свалки.
Только цифры
Фото: Дмитрий Орлов.
Фото: Дмитрий Орлов.