Андрей Костин: «Зеленая повестка» не оправдала больших ожиданий на Западе
По словам Андрея Костина, «зеленая повестка», на которую складывались ожидания, не оправдала надежд, особенно в европейских странах. Несмотря на то, что она продолжает существовать, данная стратегия меняет свою направленность. «На Западе, – заявил Костин, – ее использовали как «конкурентный кнут», пытаясь затянуть такие страны, как Россия, в довольно жесткие рамки, когда нам трудно развивать добычу угля и нефти. Мы видим, что эти попытки приобретают политизированный характер. Это была, по сути, недобросовестная конкуренция. Поэтому дальше по пути «зеленой повестки» мы будем идти своим путем».
Андрей Костин также отметил, что Россия не намерена отказываться от добычи нефти и газа, которые более экологически чистые по сравнению с другими возможными энергоресурсами. «Мы будем работать в этом направлении, – подчеркнул Костин, – совершенствование технологий и дальнейшее развитие тех месторождений, которые являются для России очень важными».
Нужны ли деньги на это? Спикер отметил, что требуются дополнительные инвестиции. Глава ВТБ заверил, что «у нашей компании средств для этого сегодня есть».
Следующий момент в стратегии — речь идет о перспективах американской валюты. Костин призвал активно уходить от долларовой зависимости. «Сегодня 20% торговли нефтью происходит в национальных валютах, – считает он. – Торговля с Китаем основным образом уже идет в рублях и юанях, но нужно и дальше развивать и совершенствовать эффективные подходы, выстраивать для этого инфраструктуру. Хотя доллар традиционно играл ключевую роль в расчетных понятиях, сегодня многие наши партнеры и контрагенты по БРИКС, и по ОПЕК понимают, что что-то надо делать, потому что мир меняется, экономические подходы изменяются. Государства БРИКС сегодня производят больше валового продукта, чем западная «Большая семерка», а в сфере финансов мы, к сожалению, зависим от доллара. По словам главы ВТБ, освобождение от доллара – дело долгосрочной, в лучшем случае – среднесрочной перспективы. Пока же «мы решаем вопросы на базе существующих реалий, задействуя национальные валюты, цифровые модели и так далее».