Алкогольный парадокс: Россияне готовы поддерживать «сухой закон», но не так, как 40 лет назад
Фото: ТАСС.
Стоит ли пить или воздерживаться от алкоголя? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел масштабное исследование об отношении россиян к алкоголю в целом и антииалогольным кампаниям в частности. Конечно же, не обошли и самую памятную, горбачевскую, тем более что с её начала прошло ровно 40 лет. В мае 1985 года вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Тогда считалось, что именно из-за повального пьянства население в стране возникли экономические проблемы.
Аналитики ВЦИОМ задумались, как нынешние россияне относятся к тем начинаниям властей и не настаивают ли времена повторить? Ответ оказался неоднозначным. Антиииалогольную кампанию россияне осудили, но если бы она проводилась сейчас, то её бы… в основном поддержали (см. ответы на вопросы ВЦИОМ).
Как такое может быть? Штука в том, что, следуя из дальнейших ответов, что бороться с пьянством надо, но не такими методами, как это делалось 40 лет назад. Закрывались магазины, молодежь из числа комсомольцев и членов партии заставляли проводить безалкогольные свадьбы, на банкетах по случаю защиты диссертаций нельзя было выпить за здоровье новоиспеченного кандидата или доктора наук, ничего кроме чая, а самое печальное — вырубались виноградники, в том числе и элитные сорта, гордость и достояние страны. Но с другой стороны — уменьшалась преступность, снижалась смертность, выросла рождаемость…
Сейчас другие времена. Запретов нет. Разве что акцизы, с помощью которых государство регулирует цены на спиртное и таким образом цивилизованным способом, с одной стороны, пополняет бюджет, с другой следует, чтобы алкоголь не стал бы слишком доступным по цене.
И вот так потихоньку в России снижается потребление спиртного. Если, например, в 2018 г. было 9,43 литра чистого алкоголя на душу населения в год, то в 2023 — уже 8,44 л. Продажи водки падают уже три года подряд. По опросам того же ВЦИОМ, с 2004 по 2024 г. количество трезвенников в России увеличилось с 27% до 48%. А количество россиян, считающих употребление алкоголя частью национальной культуры, существенно снизилось — с 20% до 7% опрошенных. Получается, не надо нам никаких антиииалогольных кампаний, мы и сами меру знаем?
— На самом деле антиииалогольная компания ведется, — заверил KP.RU директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — С 2009 по 2020 годы действовала «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма», сейчас принята аналогичная Концепция до 2030 года. Это масштабные документы, и в отличие от компании времен перестройки там нет глупостей, нет повального закрытия магазинов, она не привела к созданию дефицита. Антиииалогольный эффект достигается путем пропаганды здорового образа жизни, разумного отношения к своему здоровью, расширения возможностей для досуга, занятия спортом, семейного отдыха. А жесткими запретительными мерами ничего не добиться — это показали все антиииалогольные компании — от «сухого закона» в США до нашей «горбачевской».
По словам эксперта, снижение легального рынка вело к росту нелегального, на смену алкоголю приходили наркотики, создание эффекта «запретного плода» даже, наоборот, вызвало повышенный интерес к спиртному.
— А главное, жесткие запретительные меры создавали нездоровую обстановку в обществе, вызывали недовольство властями со стороны населения, — подвел итог собеседник.
Что думают россияне про алкогольные запреты
(ответы на некоторые вопросы ВЦИОМ)
В самом начале перестройки широкий резонанс получила так называемая антиииалогольная кампания. Каково Ваше отношение к ней сегодня?
Положительное, это было необходимо и многого удалось добиться 12
Задумано правильно, но допускались перегибы и ошибки 26
Задумано правильно, но под наполнением противников не удалось довести до конца 9
Отрицательное, это была ошибочная акция с самого начала 39
Затрудняюсь ответить 14
Если бы сегодня была объявлена антиииалогольная кампания, то Вы бы поддержали её или нет?
Безусловно да 26
Скорее да 27
Скорее нет 21
Безусловно нет 22
Затрудняюсь ответить 4
Источник: ВЦИОМ