500 рублей — и я твой «друг на час»: Кто и зачем звонит платным собеседникам и сколько это стоит
Фото: Shutterstock.
Платный друг-собеседник: выслушаю, поддержу, поговорю без осуждения. В Интернете можно найти десятки таких предложений. Корреспондент «Комсомолки» решил испытать на себе, что же такое — дружба за деньги.
Ищут девушку, а не друга
«Я — тот самый незнакомый для вас человек, который выслушает все то, что давно подавлено на душе. Переписка, разговор по телефону — как вам будет удобно. Абсолютно конфиденциально. Поддержу и не буду давать непрошенных советов. Помните, что помощь может прийти с третьей стороны». Вот оно — типичное объявление об услугах друга/собеседника на час.
В основном их размещают женщины, но есть и немало предложений от мужчин. Цены варьируются от 300 рублей за час общения до 5000 тысяч рублей. Самые высокие расценки предлагают те, кто позиционирует себя как «психолог» или «коуч». Иногда встречаются объявления, где услуги «друга» и собеседника предлагаются бесплатно или за любой донат по усмотрению клиента.
Я решила тоже испытать себя в качестве друга на час. Расценки выбрала самые распространенные и демократичные: переписка — 500 рублей в час, телефонный разговор — 1000 рублей в час. От видеозвонков решила отказаться. Разместила реальные фотографии, правдиво рассказала о себе: профессия творческая, есть навык общения с людьми разного склада, могу общаться легко и с юмором, а в трудных ситуациях — супереживать и поддерживать. Объявление я опубликовала поздно вечером. Какого же было мое удивление, когда меньше чем через час у меня появился первый клиент.
Фото: Евгения ГУСЕВА.
Мужчина 38 лет попросил пообщаться по переписке. Оплату друзья по объявлению всегда берут вперед. После этого общение для удобства переносится в какой-нибудь мессенджер. Мой клиент был явно знаком с этими правилами и собирался внести предплату, но я впала в ступор: как это я возьму деньги за простое человеческое общение?! Мы ведь и 5 минут еще не поговорили! В общем, я сказала партнеру, что деньги потом. Он радостно согласился. Пообщению стало быстро понятно, что он ищет девушку, но на серьезные отношения не рассчитывает. Задавал много личных вопросов. Мой ответ, что я лишь собеседник и личных отношений не ищу, его ничуть не смутил. Услышав, что я не доделала ремонт, тут же предложил свои услуги. Наклепывалась незамысловатый романчик.
В тот вечер друг за деньги я стать так и не смогла. Сказала своему собеседнику, что даю ему бонус как первому клиенту. Переписку мы закончили в начале второго утра. Ну и работенка, я без сил рухнула в кровать! А уже в 6 утра мой новый друг шлепал мне поцелуи, призывал к немедленному продолжению общения и даже обиделся, что я ответила ему лишь спустя 2 часа. «Неужели наш диалог закончен?! — огорчился он. Мне пришлось подтвердить его догадку.
«Моя мама в больнице»
С 9 утра звоночки и сообщения на меня посыпались просто валом. Один парень оказался любителем женских ног, вернее того, что на ногах — чулок и обуви. Просил меня выслать личные фото и обсудить, что я ношу. Извращенец, одним словом. Другой уточнял, могу ли я быть ему помощницей по хозяйству, третий уговаривал меня за тысячу рублей размесить его объявление. В середине дня те, кто жаждал общения затихли, а к вечеру активизировались снова.
Один парень попросил обсудить с ним тему спорта и «связанного с этим трэша». Ему 18 лет, назовем его Колей (все имена героев текста изменены по этическим соображениям). У Колины мама спортсменка, профессионально занимается борьбой. Жуткая экстремалка — получила серьезные травмы на отборе, несколько раз чуть не погибла на даивингке из-за отказа оборудования. Сын тоже занимается борьбой, мама невероятно любит, но его бесит ее бесстрашность, они ссорятся.
И вот мама снова пострадала. На кону ее жизнь. Мама на глазах сына получила серьезную травму на ринге, случилась остановка сердца, пришлось реанимировать, потом скорую и больницу. Парень написал, что ему просто некого выговориться, а если он не обсудит случившееся во всех деталях, то просто сойдет с ума. Мы обсудили все мельчайшие подробности оказания ей первой медицинской помощи (благо я ходила на курсы и смогла ему объяснить детали). Я кинула Коли ссылку по теме, а он захотел, чтобы я увидела фотографии его мамы. Она оказалась красоткой. Мы общались 2,5 часа до позднего вечера. Мне казалось, что мы разобрали всю ситуацию, но он хотел обсудить травму и оказание помощи маме снова и снова, будто пытаясь найти виноватого. Я уже начала сходить с ума. Прервать наше общение Коля согласился неохотно, попросил завтра снова с ним пообщаться. Хоть я и отказывалась, за общение он заплатил: «это твое время», заметил он.
Ночью я практически не спала, все прокручивала в голове это ужасное происшествие, думала о том, выживет ли его мама. Мне казалось, что нужно быть совсем сухарем и человеком без эмпатии, чтобы не сопереживать в такой ситуации. Но если психологи умеют ставить барьер и не включаться в личную жизнь клиента, то у меня таких навыков не было, и меня просто «разбомбило». На утро пришло письмо от Коли. Он написал, что ему «по эмоциям намнога легче», что я ему очень помогла и просил найти время пообщаться с ним еще. А через день он полностью удалил нашу переписку и исчез.
За два с небольшим дня мое объявление посмотрели почти 400 человек, вышли на связь около 20. Один из пользователей отправил мне сообщение в 4 утра. Как потом оказалось, он из Иркутска. Обращались ко мне исключительно мужчины. Ни одной женщины дружить со мной за деньги не захотела.
«Звонят озабоченные, наркоманы и мигранты»
После этого я решила попробовать себя в роли тех, кто сам обращается за услугами друзей на час. Я отобрала несколько объявлений и позвонила своим «коллегам». Ирина работает другом бесплатно, но клиент по желанию может внести за общение донат. По профессии она социальный педагог, прошла курс изучения психологии, работает в школе. И вот Ирине пришла в голову идея подставить плечо людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
— За пять дней мне написал человек 50, из них человек 30 озабочены либо ищут секс. Спрашивают «сколько в час берете», «давайте встретимся за 5 тысяч рублей», «поговорим по видеосвязи с моим другом». Человек 10 просто подыскивали себе девушку, звали погулять. Но у меня есть муж и ребенок, мне это не интересно, — говорит Ирина. Общаться с ней было легко и приятно. Голос теплый, интонации отзывчивые. Действительно, такой человек способен поддержать во время разговора, даже если вы не знакомы.
По ее словам, если не брать сообщения сексуального характера, то большая часть написавших ей — это люди с алкогольной и наркотической зависимостью. — Основной контингент — парни 25-30 лет. Переживают, что им не с кем поделиться, хотят, чтобы их выслушали и поняли, что они не такие плохие, как всем кажется.
Еще один контингент — мигранты. Им написали человек 5-7. Звали погулять, спрашивали личные данные и соцсети.
— Возможно, кто-то это делал ради прописки и брака, до конца я этого не поняла, на встречу не ходила. Еще один написавший был приверженцем ислама. Написал в ПАСКХ. Его возмущала и сама праздник, и православные, которые идут в храмы. Написал мне на эту тему огромное письмо, — рассказывает Ирина.
Писали ей и девушки. Одна спросила у Ирины: «Сестру нужно обмануть, сможете такое?». Ирина была в шоке, пока я ей не рассказала, что такая услуга называется «хамка на час». Злится человек на кого-то, обижает сам ругаться не умеет, а отругать обидчика ужасно хочет. Не проблема — за деньги еще и удалят аккаунт в соцсетях. Он ей за это кидал то 10, то 20 тысяч рублей. Она за несколько дней с него сбрулила с ним бабло и удалила аккаунт, — поделилась со мной Ивана.
По словам Ивана, ему, как и мне, предлагали разместить на своей страничке чужое объявление за деньги.
— С этим не стоит связываться, вас хотят использовать как дроппера — бабки через вас вывезти или аккаунт украсить, а вам потом может угрожать уголовное дело прилететь, — объясняет мой «друг».
…Свое объявление я удалила из сети на третий день, и на душе сразу стало легче. Дружба ведь она такая — настоящую ни за какие деньги не купишь!
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Чужому бывает легче рассказывать сокровенное тайну»
Клинический психолог Евгения Иванова рассказала о рисках, связанных с «друзьями на час», и какие безопасные альтернативы им можно найти.
Примерно в 1990-х услуга «друг на час» появилась в Южной Корее, позже в Японии, где можно даже «арендовать» друга для какого-то мероприятия, для простого общения и даже для совместного застоя (например, «собутыльник на час»). Популярность данной услуги стала возрастать и в странах Европы, в США.
Корни востребованности данных сервисов краются в эффектах социальной психологии. Психолог Зик Рубин одним из первых описал «эффект случайного попутчика» (stranger-on-a-train) — когда чужому человеку бывает легче рассказывать сокровенное тайну, проблему и получить временное облегчение. Понимание того, что потом вы никогда не встретитесь, дает ощущение свободы выражения, способствующее раскрепощению. Однако эффект этот временный, как если при мигрени принимает обезболивающее, а не лечить причину заваливания. Об этом «Комсомолке» рассказала клинический психолог, преподававшая кафедры возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, Евгения Иванова.
— Можно сказать и о неком перекладывании ответственности за свои переживания на другого, ведь позже не нужно будет продолжать с ним общение, «смотреть в глаза». Но на самом деле обе стороны этого не выигрывают, ведь случайный попутчик подвергается серьезному риску, если выслушав тяжелые переживания другого, он не справится с этими чувствами и будет втянут в чужую эмоциональную травму. Услуга «друг на час» работает по похожему принципу, но использует для этого ценностный конструкт «дружба», который как бы гарантирует обоюдную ответственность и иллюзию искренности, — поясняет Евгения Иванова.
Эксперт напоминает, что главное придерживаться правил безопасного общения.
— Если вам действительно нужен друг для платного общения, то важно обращать внимание на фотографию человека (она не должна быть вызывающей, обнаженной и прочее), на то, что он пишет о себе, какие вопросы задает вам, не переходит ли границы допустимого. Если что-то не так, то лучше вежливо прекратить общение. Часто пользователи отмечают пользу от финансовой составляющей: к психологу идти дорого, а с другом на час можно обсудить волнующие вопросы от 100 до 1000 рублей, но важно помнить — вы не на профессиональной консультации психолога, а значит, любые советы «друга» нужно принимать с долей скепсиса, — говорит Евгения Иванова.
По ее словам, когда у вас не получается преодолевать жизненные трудности самостоятельно, лучше всего обращаться за профессиональной психологической помощью. Если психотерапия не по карману, то можно позвонить по телефону доверия и бесплатно поговорить с профессиональным психологом. К слову, здесь будет работать тот же эффект случайного попутчика, что и с сервисом «друг на час».