Yota сообщает о росте интереса россиян к самиздат-площадкам
Количество пользователей самиздат-площадок увеличилось за год на 37 процентов, а время, проведенное на этих ресурсах, возросло на 24 процента. К такому выводу пришли эксперты, проанализировав данные за первый квартал 2025 года и сравнили их с показателями аналогичного периода прошлого года.
В целом количество пользователей онлайн-сервисов для чтения книг выросло на 10 процентов. Основную долю прироста обеспечили именно самиздат-площадки — на них пришлось 62 процента новых читателей, тогда как классические электронные библиотеки привлекли лишь 38 процентов, отмечают аналитики.
Онлайн-самиздат позволяет авторам публиковать свои произведения на платформе и продавать их читателям напрямую. За счет этого на таких площадках размешается жанровая литература: фантастика, фэнтези или романтическая проза.
Как подчеркивают аналитики, динамика потребления интернет-трафика также говорит в пользу сервисов для начинающих авторов — прирост составил 30 процентов. Трафик классических книжных платформ увеличился за тот же период лишь на два процента. Наиболее показательна статистика по времени, проведенному на ресурсах: у самиздат-площадок показатель вырос на 24 процента, у традиционных сервисов он снизился на 6 процентов.
По объему потребляемого трафика лидером среди книжных платформ остается «ЛитРес», за ним следуют «Книги». Третье, четвертое и пятое места заняли самиздат-площадки Author Today, Litgorod и Litnet.com. MyBook.ru, который ранее был в тройке лидеров, опустился на шестую строку.
Наиболее активными пользователями самиздат-сервисов являются люди aged 36-45 лет — на них приходится 28 процентов трафика и 29 процентов всей аудитории таких платформ. Самый значительный рост в первом квартале показала возрастная категория 56+ — 67 процентов, объем потребляемого ими трафика вырос при этом на 60 процентов. Для сравнения, в сегменте классических книжных онлайн-сервисов эта возрастная группа за год выросла всего на 25 процентов по количеству пользователей и на 28 процентов по трафику.
Основной аудиторией традиционных онлайн-библиотек являются россияне aged 26-45 лет. На них приходится 60 процентов пользователей, они генерируют такую же долю трафика. Классические сервисы чаще выбирают женщины (52 процента), а самиздат-площадки предпочитают мужчины (также 52 процента).
Больше всего самиздат-сервисами пользуются жители Нижнего Новгорода. Традиционные онлайн-библиотеки наиболее популярны в Москве, Санкт-Петербурге.