Россияне выражают недовольство деятельностью страховых компаний в области медицины. Почему так важно следовать клиническим рекомендациям?
Каждый год страховые медицинские организации рассматривают миллионы жалоб россиян. По словам зампреда по медицинскому страхованию Романа Щеголева, в среднем возникает около 4,5 миллионов консультаций. Кроме того, страховые медицинские организации проводят экспертизу примерно 5,3% страховых случаев в системе обязательного медицинского страхования — это около 30 миллионов случаев оказания медицинской помощи. О качестве медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования России и о путях решения проблем — в материале «Ленты.ру».
Проблемы
Среди наиболее частых проблем вице-президент Всероссийского союза страховщиков по медицинскому страхованию Роман Щеголев отметил отказ в направлении на диагностические мероприятия и нарушения сроков их проведения, невозможность записи через регистрацию или онлайн, сложности с доступом к узким специалистам.
«За девять месяцев 2024 года подтвердилось почти 20 процентов нарушений от общего количества жалоб. При этом несоблюдение требований к качеству оказания медицинской помощи со стороны медицинских учреждений растет, в сравнении с аналогичным периодом 2023 года — на 21 процент. Не назначенные вовремя процедуры, некачественное выполнение лабораторных исследований, нерегулярное назначение лекарственных препаратов — все это не только затрудняет выздоровление пациентов, но и порой приводит к летальному исходу. Поэтому здесь важен независимый экспертный контроль, эффективным инструментом которого являются клинические рекомендации», — отмечает Роман Щеголев.
Доказанному верить
Клинические рекомендации призваны спасать человеческие жизни, помогать пациентам бороться за свои права, а врачам — избегать ошибок при лечении. С первого января 2025 года соблюдение клинических рекомендаций стало обязательным. Этот свод правил, в которых детализированы требования к конкретным действиям врача при обследовании, постановке диагноза, назначении лечения и реабилитации, вплоть до сроков проведения определенных медицинских манипуляций.
Необходимость обязательного соблюдения рекомендаций обусловлена как минимум тремя причинами. Во-первых, клинические рекомендации составлены на основе доказанных факторов диагностики и лечения заболеваний. Во-вторых, в них учтены лучшие практики при оказании медицинской помощи. И, наконец, их использование позволяет минимизировать врачебные ошибки при диагностике и лечении заболеваний.
Однако мнения врачебного сообщества разделились: часть специалистов предлагает не учитывать соблюдение клинических рекомендаций при экспертизе качества медицинской помощи. Эксперты бьют тревогу — упрощенный подход может привести к росту смертности и инвалидности граждан, нарушению их конституционных прав на качественную медицинскую помощь и увеличению количества судебных исков.
«Клинические рекомендации — это прежде всего знания и опыт, объединенные и проверенные на эффективность сотнями специалистов. Врач получает возможность качественно выполнять свою работу, опираясь не только на профессиональный багаж и интуицию, но и на четкие инструкции, включая самые передовые методы диагностики и лечения. А для пациентов применение клинических рекомендаций означает уверенность в том, что их лечение соответствует всем требованиям современной медицины. В этом случае врач не упустит ни одной важной детали и при этом не назначит ничего лишнего», — уверен сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.
Что говорит практика
Есть немало жизненных историй, которые могут служить иллюстрацией необходимости строгого соблюдения клинических рекомендаций. Расскажем только о двух.
В течение нескольких лет пациентка получала симптоматическое лечение в поликлинике в связи с хроническим заболеванием кишечника. Когда у нее диагностировали вирусную инфекцию, врач назначил препараты без учета тяжести хронического анамнеза. На жалобы больной не обратили внимания и врачи стационара, куда ее привезла скорая помощь.
Спустя полтора месяца уже в областной больнице пациентке провели все необходимые исследования, установили диагноз и назначили правильное лечение. Но, к сожалению, время было упущено — женщина скончалась в результате тяжелого осложнения с развитием обширного перитонита. Экспертиза страховой медицинской организации показала, что в поликлинике неверно поставили диагноз и, соответственно, неправильно оказали медицинскую помощь.
История еще одной пациентки закончилась менее трагично, хотя тоже шокирует. С жалобой в страховую медицинскую компанию обратилась россиянка, которая в женской консультации неправильно поставила внутриматочную спираль, повредив внутренние органы. При этом были нарушены требования провести ультразвуковое исследование в течение семи-десяти дней после установки спирали.
Двенадцать лет женщина жаловалась на боли, перенесла несколько операций, однако врачи так и не установили перфорацию. И только после серии обследований был поставлен правильный диагноз. При поддержке страховой организации пациентка обратилась с иском в суд о взыскании морального вреда. Ей удалось отсудить у медицинского учреждения 300 тысяч рублей. Но кто вернет потерянное здоровье?
«Очень важно работать над расширением перечня заболеваний, по которым составлены клинические рекомендации. Они должны стать единой агрегированной базой требований, которая охватывает всех занятых в медицинской отрасли. Практикующим врачам рекомендации позволяют избегать ошибок и выбирать наилучшие тактики лечения, а сотрудникам с административными функциями — эффективно решать задачи по организации и проведению внутреннего контроля качества, являясь действенным инструментом экспертизы при выявлении дефектов. Ну, а для пациентов клинические рекомендации могут стать основой для защиты своих прав», — подчеркивает Михаил Пушковец.