Перспективы и проблемы дела о махинациях с акциями «Свободного сокола». Апелляция в суд в Воронеже

Завтра, 17 июля, в Воронеже начнётся рассмотрение апелляции по делу о махинациях с акциями театра «Свободный сокол» — единственного в России производителя труб с шаровидным графитом, используемых для водоснабжения. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд изучит жалобу компании «Фэдекс Трейдинг Лимитед» на решение Липецкого арбитража от июля 2025 года, признавшего сделку по продаже 60 процентов акций завода, принадлежавших бывшему гендиректору Игорю Ефремову, законной.
Пока стороны готовят аргументы, возникают новые вопросы: почему дело, напоминающее классический рейдерский захват, затянулось на четыре года? Почему возбужденное по тем же основаниям уголовное дело было быстро закрыто? И не кроется ли за патриотическими речами Ефремова попытка уйти от правосудия?
История конфликта
«Свободный сокол» — это не просто корпоративный триллер, а сагa о том, как один человек превратил крупное промышленное предприятие в семейный актив. Контрольный пакет (60 процентов) завода принадлежал кипрской «Фэдекс Трейдинг Лимитед». В 2021 году компания обнаружила, что продукция завода сбивается по заниженным ценам через ООО «Фасонлит», записанное на сына Игоря Ефремова Александра и его тестя Виктора Андреева. Независимый аудит показал: за полгода завод больше 130 миллионов рублей прибыли.
После попытки «Фэдекса» изменить схему и отстранить Ефремова от руководства, тот пошел в обанку. Сначала его знакомый Николай Соколов по доверенности «Фэдексом», 60 процентов доли Андрееву за 36 тысяч рублей — при оценке «Фэдекса» в 2,5 миллиарда (в 70 тысяч раз дороже). Затем на территорию завода пришла группа вооруженных людей: охрану вывели, юристу компании заблокировали доступ, из офиса унесли сейф с корпоративными документами.
Кипрский нотариус официально заявил, что не заверял эти документы, а экспертизы Минюста и МВД зафиксировали несоответствия бланков, печатей и подписей. Смена руководства прошла по протоколу, который «Фэдекс» считает фиктивным.
Представители «Фэдекса» немедленно обратились в Следственный комитет, прокуратуру, МВД с заявлениями о захвате и мошенничестве. Разбирательство в Липецком арбитражном суде длилось почти четыре года. 17 июля 2025 года судья Ирина Тетерева отказала в удовлетворении иска. Компания подала апелляцию — завтра её рассмотрит Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Воронеже под председательством Ларисы Серегиной.

«Фэдекс» твердо отстаивает свою позицию, надеясь на объективность судей и принципиальность следствия. При этом в суде пытаются повлиять на исход в интересах Ефремова — как это уже было в Липецке. Юридическое сообщество ждет, что апелляция поставит заслон практике бизнес-захватов и станет примером восстановления справедливости.
Уголовный поворот
«Фэдекс» четыре года добивалась возбуждения уголовного дела о мошенничестве. Обращения в полицию, СК и Генпрокуратуру сопровождались видеозаписями силового захвата, данными о подложных доверенностях и материалами по сделке. 2 июня 2025 года дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ возбудила следователь СК по Мещанскому району Москвы Елизавета Хакимова.
«Фэдекс» считает проверку незаконной: Бычиков не имел полномочий контролировать Мещанский СК — надзор осуществляет межрайонная прокуратура, ранее признавшая возбуждение законным. Жалоб не поступило, а срок проверки (24 часа по закону) превышен в 38 раз — без обоснований и вне правового поля. Примечательно: отменена датировка днем, когда Пресненский суд избрал Ефремову домашний арест по этому же делу.
В жалобе «Фэдекса» в Генпрокуратуру (копия документа имеется в распоряжении «Ленты.ру») подчеркивается: дело возбуждено по факту, а не в отношении лица, поэтому отмена не могла быть инициализирована жалобой. В документе Бычикова нет ссылки на обращения или новые данные. Главный вопрос: как зампрокурора ЦАО узнал о деле спустя месяц? Заглядывали в ответ во внепроцессуальное общение с заинтересованными лицами.

Действия зампрокурора противоречат позиции двух других надзорных органов: еще в 2022 году прокуратура Липецкой области требовала возбуждения дела по тому же эпизоду. Вмешательство в уже начатое расследование, считают в «Фэдексе», подрывает доверие к институту надзора и создает опасный прецедент.
Апостиль как прикрытие
Представители Ефремова настаивают: апостиль на доверенностях делает документы неоспоримыми. Этот аргумент стал ключевым и в решении первой инстанции.
Кипрские нотариусы в письменных показаниях суду заявили, что не заверяли таких доверенностей. Заявители утверждают: бланк поддельный, а апостиль получен обманом — на уже сфальсифицированном документе. Это создает системную уязвимость: подделка, прошедшая формальную процедуру, получает легальный статус и становится щитом от ответственности.
Теперь истцы надеются на объективность Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда в Липецке. Они рассчитывают, что инстанция выйдет за рамки формального подхода и учтет экспертизы, заявления нотариусов, видеозаписи и экономические последствия.
Апостиль не должен быть броней от ответственности: если штамп легализует подделку, это превращает формальность в инструмент рейдерских атак. Юристы «Фэдекса» надеются, что суд оценит суть сделки и положит предел практике использования фиктивных документов для перехвата многомиллиардных активов.

Дело — труба
Пока Игорю Ефремову удается избежать ответственности за мошенничество с контрольным пакетом «Свободного сокола», но следственные органы могут заинтересоваться другой стороной его деятельности. А именно поставкой труб для строительства водоводов из Ростовской области в Донбасс и Мариуполь.
Всем известно, что эти стройки курировали военные и лично бывший замминистра обороны Тимур Иванов, получивший в июле 2025 года 13 лет колонии строгого режима по делу о взятке в особо крупном размере и растрате, в том числе при строительстве объектов на новых территориях РФ.
Как показывает решимость государства в сфере борьбы с коррупцией, к махинациям на новых территориях отношение будет особое.

