Close Menu
Biznews24
    В центре внимания:

    Лионель Месси оформил хет-трик и стал лучшим бомбардиром сезона в MLS

    19.10.2025

    Размер средней пенсии в России

    19.10.2025

    Крым продолжает национализировать активы украинских олигархов

    19.10.2025
    X (Twitter) YouTube Telegram VKontakte
    X (Twitter) YouTube Telegram VKontakte
    Biznews24
    Подпишитесь
    • Главная
    • Новостные рубрики
      • Рынки и Тренды
      • Рынки
      • Государственная экономика
      • Недвижимость
      • Бизнес
      • Экономика
      • Социальное
      • Деньги
      • Компании
      • Наука
      • Деловой климат
      • Климат и экология
      • Предприниматели
      • Промышленность
      • Технологии
      • Финансы
      • Энергетика
    • Лента новостей
    • Контакты
    Biznews24
    Главная » Blog » От реки до океана. Как развитие «водной» инфраструктуры влияет на экономику России. Что это дает путешественникам и бизнесу?
    Деловой климат

    От реки до океана. Как развитие «водной» инфраструктуры влияет на экономику России. Что это дает путешественникам и бизнесу?

    Biznews24By Biznews2406.10.2025Комментариев нет9 Mins Read
    Facebook Twitter LinkedIn Telegram Pinterest Tumblr Reddit WhatsApp Email
    Share
    Facebook Twitter LinkedIn Pinterest Email

    От реки до океана. Как развитие «водной» инфраструктуры влияет на экономику России. Что это дает путешественникам и бизнесу?

    В России наблюдается обновление водных маршрутов. Русла рек расчищаются, плотины и шлюзы модернизируются, инфраструктуру морских портов реконструируют, строят новые причалы. Все это делается по . Цель — создать возможность для бесшовных мультимодальных (смешанных) перевозок. Это не только сделает перевозки быстрее и увеличит их объем, но и даст импульс развитию регионов и туризма. Как это происходит, — в материале «Ленты.ру».

    Эффекты

    Железнодорожный, воздушный, автомобильный, морской и речной транспорт интегрируются в единую скордированную и прозрачную систему, в которой груз и пассажиры передвигаются из пункта А в пункт Б беспрепятственно.

    «Основной эффект от бесшовности — отсутствие избыточных перепробегов у пользователей транспортной инфраструктуры, а значит экономика временных и транспортных издержек. Для железнодорожного транспорта и автомобильных дорог бесшовность — это отсутствие разрывов в сети. На внутреннем водном транспорте — обеспечение гарантированных глубин, чтобы не приходилось пересаживать пассажиров круизных судов на автобусы и переделывать отдельные места по суше», — рассказала «Ленте.ру» директор Института экономики транспорта и транспортной политики.

    Такая транспортная система позволяет увеличить скорость и объемы перемещения грузов по стране, а поездки становятся более комфортными для пассажиров. При этом водные пути сообщения обладают огромным потенциалом и могут внести весомый вклад в развитие всей транспортной системы.

    Сила рек

    Внутренние водные пути — это всегда источник силы: веками от них зависело торгование и развитие прибрежных городов. «Наша страна занимает уникальное место в мире по водным ресурсам — протяженность внутренних водных путей составляет более 102 тысяч километров», — отметила в одном из недавних выступлений вице-премьер.

    Пока возможности водных артерий используются не в полной мере. «Важность внутреннего водного транспорта сложно переоценить, но сегодня он в России недоиспользуется. Грузонаполняемость наших внутренних водных путей в восемь раз ниже, чем за рубежом. Их развитие сегодня позволяет перенаправить грузы с перегруженных участков железных и автомобильных дорог, тем самым экономия государственных средств на строительство и содержание транспортной инфраструктуры», — пояснила Татьяна Кулакова.

    По ее словам, государство содержит как автомобильные дороги, так и внутренние водные пути. Если на направлении растет грузооборот, то необходимо создавать новую инфраструктуру и содержать ее. При этом на внутренних водных путях при перевозке 1 тонны груза на расстоянии в 1 километр бюджетные расходы на содержание будут в семь раз меньше, чем на автомобильной дороге.

    Таким образом, развитие судоходства выгодно для государства с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств и развития транспортной системы в целом. Грузоперевозчикам использование водных маршрутов позволит снизить транспортные издержки и сократить время доставки.

    Из 102 тысяч километров водных путей судоходными сейчас являются меньше половины — 49 тысяч километров.

    Для ее поддержки необходимо регулярно проводить расчистку русла, дноуглубительные работы и укрепление берегов, а также строить и модернизировать гидротехнические сооружения — каналы, шлюзы, насосные станции и многое другое. По плану будет модернизирован 31 объект «на воде».

    Ежегодно наибольший объем дноуглубительных работ выполняется в Волгском, Обь-Иртышском и Московском бассейнах. Это связано с гидрологическими особенностями рек.

    В этом году расчисткой русла и углублением дна занимаются 18 специализированных судов. На Иртыше, например, речники выполнили более 55 процентов намеченных на 2025 год дноуглубительных работ.

    Расчистка рек имеет множество косвенных эффектов. Увеличивается не только пропускная способность водных путей, но и безопасность судоходства. Улучшается экологическое состояние водоемов и прилегающих территорий. А значит, создаются условия для развития водного туризма.

    Туристический потенциал

    Сегодня эксперты говорят о возрождении туристического судоходства. Только за первое полугодие этого года популярность экскурсионно-прогулочных маршрутов выросла на 14 процентов, туристических — на пять процентов. В круизных перевозках по рекам задействовано 107 судов, большинство из них в европейской части страны.

    Развитию речной навигации способствует модернизация гидротехнических сооружений и углубление рек.

    Пробирания зачастую делаются ради грузового судоходства. Однако косвенный эффект проявляется в том, что по этим рекам могут ходить три — четыре палубные пассажирские теплоходы. В целом туристическое судоходство постепенно возрождается.
    Кирилл Янковпредседатель Союза пассажиров
    председатель Союза пассажиров

    За первое полугодие 2025 года на всех видах речных маршрутов перевезено почти 4,5 миллиона человек — на 30 процентов больше, чем годом ранее. Почти 80 процентов от общего пассажиропотока это не туристический, а обычный водный транспорт. На междугородних маршрутах перевезено 3,5 миллиона человек, на 37 процентов больше, чем годом ранее.

    Самый заметный рост — в 3,5 раза — произошел в сфере внутригородских перевозок. Речные трамваи есть в , , , , , Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, , , . Их популярность вызвана тем числе интеграцией в общую систему городского транспорта. За полгода такие суда перевезли 1,4 миллиона пассажиров.

    Все это только начинает. В ближайшие годы рост пассажирских и грузовых перевозок продолжится. По словам вице-премьера Виталия Савельева, сейчас идет активная работа по развитию внутреннего речного транспорта, реализуются крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство Гордецкого гидроузла на реке Волге и Багаевского гидроузла на . Обновленные гидроузлы поднимут уровень воды в Дону и Волге, чтобы на всем их протяжении могли проходить большие грузы.

    Багаевский гидроузел: надежное судоходство на Дону

    Завершить первый этап строительства основных сооружений Багаевского гидроузла, в том числе шлюза планируется к концу 2025 года. «Приоритетом является формирование опорной сети внутренних водных путей для обеспечения надежных перевозок. Поэтому модернизация направлена на устранение лимитирующих участков, в первую очередь на ЕГС (единой глубокой системе). «Узкие места» связаны с недостающей глубиной отдельных участков и низкой пропускной способностью ряда шлюзов. Именно на решение этих проблем направлен проект строительства Багаевского гидроузла», — рассказала «Ленте.ру» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ШЭТатьяна Кулакова.

    После модернизации судоходство на Нижнем Дону станет надежнее и безопаснее. Проект решит проблему обмеления Дона: на самом мелководном участке реки протяженностью 85 километров глубина составляет четыре метра. По прогнозам, пропускная способность этого участка превысит 19 тысяч судов в год.

    Багаевский гидроузел — это значимый, колоссальный объект не только для Ростовской области. Это в принципе новое качество развития и создание эффективной логистики по внутренним водным путям. Мы понимаем, что сможем увеличить объемы перевозок грузов по Дону более чем в три раза.
    Валентин Ивановпервый заместитель министра транспорта России
    первый заместитель министра транспорта России

    Запуск Багаевского гидроузла оздоровит акваторию Дона и Цимлянского водохранилища, поможет в сохранении биологических ресурсов. Для этого строится рыбопропускной канал, необходимый во время нереста. Современное оборудование поможет более точно регулировать пропуск воды и водоснабжение всего Багаевского района.

    Для работников будущего гидроузла построили поселок на 32 дома. Сейчас идет внутренняя отделка помещений, подключение внутренних и наружных инженерных сетей.

    Гордецкий гидроузел

    Модернизация Гордецкого гидроузла в Нижегородской области завершена уже почти наполовину. Планируется реконструировать два шлюза и углубить дно на всем участке Волги от до Нижнего Новгорода. Протяженность этого отрезка реки составляет 40 километров.

    Работы на гидроузле ведутся без остановки судоходства. Пока осуществляется один шлюз, суда идут через другой. Прямо сейчас на объекте идет реконструкция земляной дамбы, строится дополнительная камера шлюза и выполняется углубление основного и подходного канала. На строительной площадке работает более тысячи человек, задействовано 128 единиц техники, включая плавсредства.

    Специалисты говорят, что этот участок реки всегда был мелководным. Поэтому пока Гордецкий гидроузел может пропускать в основном пассажирские корабли. После реконструкции он сможет пропускать больше грузовых судов. Гарантированная глубина реки между Нижним Новгородом и Гордецом составит четыре метра.

    Жители Нижней Волги и Камы смогут с комфортом добраться до Москвы и речным транспортом, а туристы из столиц — посетить волжские города.

    Волховский шлюз: культурное наследие

    Волховский шлюз неразрывно связан с Волховской гидроэлектростанцией и является объектом культурного наследия федерального значения. Оба объекта были введены в эксплуатацию в 1926 году и сейчас готовятся отметить 100-летний юбилей. При этом Волховская ГЭС продолжает поставлять электроэнергию.

    Реконструкция Волховского шлюза повысит безопасность всего комплекса гидротехнических сооружений и обеспечит безопасную навигацию по Волго-Балтийскому водному пути.

    Работы еще не завершены: по данным на начало августа строительная готовность объекта — более 90 процентов, а полноценно завершить работы планируется к концу года. Между тем модернизация шлюза уже отразилась на результатах навигации: в 2025 году через Волховский шлюз пропущено 222 судна, что на 7,7 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года.

    «В текущем году совершено 35 рейсов, вдвое больше, чем за аналогичный период 2024 года. Пропущено почти втрое больше пассажиров — 1019. Дополнительно обеспечена транспортировка 368 тонн груза», — отмечает .

    В процессе реконструкции на Волховском шлюзе установлен новый поворотный технологический мост длиной почти 29 метров. Этот мост связывает Волховскую гидроэлектростанцию и береговую часть реки Волхов. В нашей стране это единственная переправа, которая устроена по принципу открывающейся двери. Для пропуска судов с высокой надстройкой пролёт не поднимают вертикально, а разворачивают на 90 градусов, вдоль берега.

    Сейчас специалисты укрепляют прибрежную стенку, чтобы стабилизировать грунт, обезопасить сам объект и сохранить окружающую среду.

    Канал имени Москвы: в сердце бизнеса

    Канал имени Москвы — это еще одно гидротехническое сооружение, которое приближается к юбилею. Его торжественное открытие состоялось в 1937 году, и даже сегодня канал остаётся одним из крупнейших в мире. Его очень хорошо видно на снимках из космоса.

    Из-за особенностей рельефа канал построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступеньками, которые ограничены шлюзами. Они пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий и наоборот. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают её на высоту 38 метров.

    За первое полугодие 2025 года по внутренним водным путям Московского бассейна, к которым относится Канал имени Москвы, перевезено 9,8 миллиона тонн груза, это на 20,5 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число судов, прошедших через шлюзы, возросло на 10,5 процентов и превысило 35,9 тысячи единиц. Пассажирские суда за это время перевезли более 1,4 миллиона человек.

    На разных участках Канала имени Москвы уже выполнены работы по исследованиям русла, очистением и углублением дна. А в начале августа строители приступили к возведению нового автомобильного двухполовинного моста в (Московская область). Инфраструктура канала модернизируется без прекращения судоходства.

    Беломорско-Балтийский канал: новые перспективы

    Беломорско-Балтийский канал тоже прекрасно виден с земной орбиты, его протяженность составляет 227 километров. Канал соединяет Белое море с Онежским озером и имеет выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. Таким образом, исторический объект обеспечивает связь европейской части России с Мировым океаном в обход черноморских и средиземноморских проливов.

    «Беломорско-Балтийский канал входит в Беломорскую транспортную систему, которая в будущем позволит нарастить экспорт в страны , используя коридоры, на которые не оказывают влияния геополитические факторы, в отличие от Датских и Черноморских проливов. То есть решается стратегическая задача развития страны в целом», — пояснила «Ленте.ру» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ШЭТатьяна Кулакова.

    Сейчас на Беломорско-Балтийском канале продолжается реализация комплексного проекта по реконструкции гидросооружений. В этом году работы ведутся на четырёх шлюзах из 19. Проводится ремонт зданий и механизмов, благоустраиваются прилегающие территории.

    Например, в акватории обновлённого причала в Усть-Луге (Ленинградская область) уже рассчитаны до территории морского терминала «Ультрара». Работы охватывают более пяти гектаров — это примерно семь футбольных полей. Со дна подняли почти 290 тысяч кубометров грунта — им можно заполнить большее 100 олимпийских бассейнов.

    В марте в мурманском порту «Лавна» состоялась первая отгрузка угля. Порт развивается в составе единого транспортного узла. Здесь продолжается строительство железнодорожных подходов к порту. В перспективе это увеличит пропускную способность до 18 миллионов тонн груза ежегодно. Прямо сейчас на порту идет монтаж контактной сети и коммуникаций, завершается строительств

    Share. Facebook Twitter Pinterest LinkedIn Tumblr Telegram Email
    Previous ArticleВ России предложили изменить закон о такси
    Next Article Россия запускает деноминацию национальной валюты
    Biznews24
    • Website

    Related Posts

    В России представлен нейропомощник для участников государственных закупок

    18.10.2025

    На ICOMP 2025 в Абу-Даби обсуждали новые разработки в области искусственного интеллекта

    17.10.2025

    На РЭН объявили о создании России с партнерами каркаса новой экономической реальности

    17.10.2025
    Add A Comment

    Comments are closed.

    Последние новости:

    Лионель Месси оформил хет-трик и стал лучшим бомбардиром сезона в MLS

    19.10.2025

    Размер средней пенсии в России

    19.10.2025

    Крым продолжает национализировать активы украинских олигархов

    19.10.2025

    В России предложили сдвинуть начало рабочего дня

    19.10.2025

    Подписаться на обновления

    Следите за последними новостями в мире финансов и экономики вместе с нами!

    Advertisement
    ADS

    Свежие новости бизнеса, эксклюзивные интервью и экспертные мнения на BizNews24. Ваш надежный источник информации о бизнесе.

    Присоединяйтесь к нам:

    X (Twitter) YouTube Telegram VKontakte
    © 2024 - 2025 Biznews24.ru -ваш пульс бизнеса: актуальные новости и аналитика.

    Type above and press Enter to search. Press Esc to cancel.