Образовательные инициативы становятся частью HR-стратегии. «Русал» расширяет партнерства с образовательными учреждениями и внедряет ИИ
Сотрудничество бизнеса и образовательных учреждений становится важной частью стратегии управления талантами в крупных компаниях. Ситуация с кадрами в регионах, особенно в Сибири, требует комплексного подхода, который включает как традиционные, так и инновационные методики. Компания «Русал» ориентируется на участие в национальных образовательных программах, цифровизацию HR-процессов и развитие территорий присутствия. Заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Русал» Наталья Альбехт на юбилейной 25-й выставке-конференции «HREXPO PRO Людей» рассказала о вызовах, решениях и эффектах — в материале «Ленты.ру».
Демография как стратегическая рамка
Компания «Русал» — одна из немногих российских промышленных корпоратив, сохранивших статус глобального игрока. Основные производственные мощности сосредоточены в Сибири — на территории, занимающей почти пятую часть всей площади Российской Федерации, но где проживает всего около 4% населения страны. Эта и другая неутешительная статистика, по словам Натальи Альбехт, накладывают серьезные ограничения на кадровый потенциал компании и требуют незамедлительных решений.
Большинство заводов компании имеют непрерывный производственный цикл, что делает кадровую устойчивость ключевым фактором бизнес-модели. Именно поэтому в своей HR-стратегии «Русал» совмещает проверенные и прорывные подходы, включая активное участие в национальных программах подготовки кадров.
Партнерство, технологии, вовлеченность
Одним из приоритетов компании — участие в федеральном проекте «Профессионалитет». Ожидается, что до конца 2030 года более 6 500 выпускников этой программы смогут трудоустроиться в компаниях «Эн+» и «Русал», а в рамках целевых программ с университетами — еще более 1 500 молодых специалистов найдут работу.
Особое внимание уделяется развитию кадрового резерва — 66 процентов внутренних назначений на ключевые позиции компания осуществляет из этого пула. Над подготовкой будущих лидеров стратегических проектов работает отдельная программа: за 2023-2024 годы более половины участников получили назначения на новые позиции, это более 300 человек.
Уже 368 роботов RPA работают в тандеме с людьми, помогая оптимизировать процессы. За январь-апрель 2025 года в компании было инициировано 303 новых проекта, тогда как за весь 2024-й — только 87.
«Наша специфика не оставляет нам иного выбора, кроме как рисковать и испытывать все новые идеи», — подчеркнула Наталья Альбехт.
В 2024 году компания инвестировала 25,6 миллиарда рублей в экологические и социальные проекты. Эти вложения позволили улучшить качество жизни и оценку экологической ситуации в 20 малых и моногородах, где присутствует «Русал». Согласно исследованию ВЭБ.РФ по методологии «ESG-Альянса», эти показатели оказались выше, чем в среднем по 200 городам выборки. Это означает, что компания не только сохраняет рабочие места, но и повышает привлекательность жизни в малых городах и удаленных регионах, снижая миграционную напряженность.
HR-эффект и точки устойчивости
2024 год стал испытанием для многих отраслей российской экономики. Изменения затронули бизнес-модели, логистику и социальные индикаторы. По данным ВЦИОМ, индекс удовлетворенности жизнью в России в начале 2025 года снизился с 68 до 59 пунктов, индекс социального оптимизма — с 57 до 42, а индекс материального положения семьи — с 65 до 55 пунктов. Одновременно уровень вовлеченности сотрудников, по информации Axes Management и «Экопсис», упал на 2-3 процентных пункта.
По словам Натальи Альбехт, компании удалось удержать уровень вовлеченности и даже зафиксировать рост лояльности сотрудников.
В числе перспективных направлений компания видит дальнейшее участие в федеральных кадровых инициативах, развитие партнерства с крупными работодателями в регионах, инвестиции в инфраструктуру городов и создание комфортных условий для проживания молодых семей. Одной из амбициозных инициатив может стать программа «Сибирская ипотека» для инженеров, — по аналогии с льготными условиями, предоставляемыми специалистам IT- сферы.
В дискуссии, помимо Натальи Альбехт, приняли участие представители таких компаний, как «Росатом», «Ростех», АФК «Система» и «Норникель».
Участие компании в конференции «HREXPO PRO Людей» стало очередным подтверждением ее открытости и приверженности диалогу с профессиональным сообществом. Форум собрал более двух тысяч участников со всей России, включая представителей власти, HR-директоров и экспертов.
Опыт «Русала» наглядно демонстрирует: только системная работа с молодежью, инвестиции в образование, технологическая модернизация и развитие среды могут обеспечить устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.