Новый закон о маркировке звонков: сможет ли он помочь в борьбе с телефонными мошенниками?
В последние годы проблема телефонного мошенничества в России приняла угрожающий характер. Минцифры отреагировало на нее радикально, возложив на бизнес обязанность маркировать свои звонки и дав абонентам возможность отказываться от массовых обзвонов — соответствующий закон вступил в силу с 1 сентября. Почему этот закон оказался необходим и как он повлияет на рынок — в материале «Ленты.ру».
Утрата доверия
Закон № 41-ФЗ в том числе вносит изменения в закон «О связи» и главной своей целью называет борьбу с киберпреступлениями. Согласно статистике МВД, которая в пояснительной записке, в 2023 году количество киберпреступлений выросло на треть, а за 9 месяцев 2024 года — на 16 процентов. Пятая часть всех подобных правонарушений, по данным, — кражи с банковского счета. Чаще всего они совершаются по схемам, которые начинаются со звонка от имени сотрудника банка или правоохранительных органов.
В последние годы рынок роботизированных и массовых обзвонов от бизнеса в сфере товаров и услуг, финансовых и страховых организаций, социальных компаний не контролируется, создавая благоприятную атмосферу для мошенников. По информации, в 2024 году из 1,5 миллиарда звонков с незнакомых номеров на смартфоны с приложением-определителем номера больше половины оказались нежелательными, 55 миллионов из них были заблокированы автоматически. Большая часть подобных звонков пришлась на предложения банковских услуг и вызовы мошенников, выдающих себя за сотрудников банков — их число за год увеличилось на четверть.
Все это вызвало закономерное падение доверия к вызовам с незнакомых номеров. По Anketolog.ru, около 51 процента опрошенных россиян почти не отвечают на такие звонки: 34 процента принимают их, только когда ждут вызова, например от курьера, а 17 процентов не берут трубку никогда.
Снижение качества коммуникации ударило в том числе по бизнесу — теперь он вынужден тратить все больше ресурсов на попытки дозвониться до клиентов. Институт экономики роста имени П.А. Столыпина показало, что при средней российской зарплате 8,31 рубля в минуту непроизводительные затраты на одного сотрудника, связанные со звонками, могут составлять 400-1200 рублей в день и более.
Введение регулирования для огромного рынка без правил, зато с высокими рисками для граждан, было делом времени. Мера оказалась решительной и затронула главных образов операторов и инициаторов звонков. Законодатели ожидают, что она снимет остроту проблемы и сделает коммуникацию «бизнес — абонент» прозрачнее.
Маркировка обязательна
Во-первых, новый закон вводит понятие массовых и/или автоматических вызовов (МAВ) и устанавливает их особое регулирование. В частности, указывается, что оператор должен проводить подобные вызовы, только если абонент согласился их получать. К МAВ, к слову, относятся любые массовые вызовы, а не только рекламные. Для последних уже существует свое законодательство — 38-ФЗ «О рекламе». Конкретных критериев массовости закон не содержит. Операторы будут определять МAВ на свое усмотрение, не раскрывая параметров, — чтобы не упрощать задачу недобросовестным игрокам, которые пытаются обойти ограничения.
Во-вторых, закон устанавливает требование об обязательной маркировке коммерческих звонков. Маркировка — это подпись, которая высвечивается при звонке — так, как если бы номер был добавлен в список контактов. В состав маркировки, согласно правительству, должны входить название или коммерческое обозначение компании и категория звонка. Категорию можно выбирать из готового перечня, в нем несколько десятков вариантов: «Аварийная служба», «Доставка», «Недвижимость», «Предложения работы» и другие.
Коммерческие и другие организации как инициаторы звонков должны подключать маркировку у оператора — для этого им нужно заключить договор и подать корректную информацию о себе и своих звонках. Организация маркировки и регулирования МAВ, а также их полное техническое обеспечение, оказываются в зоне ответственности операторов.
Реакция рынка
С 1 сентября крупнейшие операторы начали вводить обязательную маркировку для всех бизнес-клиентов, закладывая при этом легкий переходный период. У некоторых операторов уже есть работающие сервисы маркировки звонков, которые раньше бизнес мог подключить по желанию.
Принудительный порядок введения платной услуги возмутил представителей бизнеса: многие из них направили в ФАС жалобы по этому поводу, обвиняя операторов в корысти. Однако, по словам ведущего аналитика компании Mobile Research Group, такой порядок логичен: обеспечивать законность коммуникации обязан тот, кто ее инициирует, — а это влечет за собой операционные издержки.
«Оператор еще до соединения с абонентом должен проверить номер звонившего, сопоставить его со своей базой (разрешить или нет), маркировать звонок и так далее, — говорит он. — Все эти требования законом, и техническая сторона вопроса не бесплатна, операторы несут расходы. Стоимость для массовых обзвонов будет небольшой и напрямую зависеть от их объема. Но для спамеров это дополнительные расходы, главное — что они не смогут звонить, как раньше, бомбить нас своими предложениями», — говорит эксперт.
Кроме того, добавляет Эльдар Муртазин, вряд ли операторы много заработают на маркировке. «Для операторов закон не слишком выгоден, так как он жестко регулирует возможность массовых обзвонов, а значит, число звонков упадет, равно упадут доходы операторов по этой статье», — добавляет он.
По словам главного редактора Telegram-канала «Телекоммуналка» Алексея Слукина, инструментарием для работы на всех устройствах есть пока не у всех операторов. «По нашим данным, на сетевом уровне, чтобы это работало во всех базовых сетях (2G/3G/4G), идентификацию сделали только, — говорит он. — Минцифры признает, что есть некоторые юридические аспекты, которые еще предстоит доработать. Но уже сейчас слышен характерный вой на болотах от тех, кто привык называть много и бесполезно. Что ж, сами довели индустрию до такого состояния», — говорит он.
Добропорядочные компании, по мнению Алексея Слукина, только выигрывают от введения маркировки, потому что получают плюс к доверия и более высокую вероятность дозвониться и пообщаться с клиентом. «Маркировка повышает конверсии звонка, его пульса растет», — считает Алексей Слукин.
Доверие, однако, нужно будет оправдать и поддерживать: назойливые звонки с маркировкой скорее ударяют по лояльности, чем укрепляют ее. То есть отсутствие запрета со стороны абонента и повышении доверия, которое дает маркировка, — это не приглашение к спаму, а условия для более прозрачной и осознанной коммуникации.
«Тарифы, скорее всего, в ближайшее время будут урегулированы самыми рынком, — резюмирует Алексей Слукин. — Технологии для исполнении требований закона тоже подтянутся. Но картина мира теперь такова: прежде чем начать беседу, извольте представиться. Такой вот этикет современности»,