На Восточном экономическом форуме обозначили векторы развития арктической логистики
На Восточном экономическом форуме прошло заседание «Нам по пути», в ходе которого обсуждались возможности создания транзитного транспортного коридора. Главными темами стали взаимодействие бизнеса и государства для обеспечения стабильности, предсказуемости и безопасности проекта, а также источники финансирования и параметры реализации.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики России сообщил, что результаты первого десятилетия развития Дальнего Востока продемонстрировали промышленный рост, превышающий средние показатели по стране. Согласно его данным, объем инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке за последние десять лет увеличился вдвое быстрее, чем в среднем по России, при этом объем строительных работ возрос в три раза, ввод жилья — в два раза, а добыча полезных ископаемых — свыше трех раз. Общий объем инвестиций в Дальний Восток и Арктику превысил 11 триллионов рублей.
По словам министра, динамика развития обуславливала новые ограничения: усилилось напряжение в системе снабжения электроэнергией, и наблюдается дефицит пропускной способности транспортных систем. Отдельным вызовом он назвал обеспечение провозной мощности Северного морского пути для вывоза продукции инвестиционных проектов, суммарные вложения в экономику Арктики превышают 30 триллионов рублей. К таким мегапроектам относятся «Восток Ойл», развитие Баймской рудной зоны и дальнейшее развитие Норильского комбината. Их размещение вдоль маршрута определило необходимость «сшить» логистику Севера и Востока в единую систему.
Министр транспорта России обозначил технологические ориентиры развития маршрута. «Если продолжать аналогию с Лункой, Северный морской путь должен быть беспилотным. Это задача сложная», — сказал министр транспорта России Андрей Никитин.
Он уточнил, что в повестке остаются понятные инфраструктурные задачи: строительство ледоколов, восстановление системы аварийно-спасательного флота, строительство терминалов в портах, обеспечение транспортной доступности для специалистов, которые будут работать в регионе, а также вопросы, связанные с цифровизацией. Наиболее серьезные дискуссии вызывает вопрос железнодорожных путей, речного сообщения и подходов к портам со стороны реки.
Участники сессии сошлись во мнении, что согласованная работа государства и бизнеса, технологические решения и развитие портовой, судостроительной и наземной инфраструктуры являются базой для формирования транзитного транспортного коридора на основе Северного морского пути. Такая модель, по их оценке, обеспечит необходимую провозную способность для текущих и будущих проектов и создаст условия для безопасной и предсказуемой логистики на Севере.