Логистический коллапс: ТК ПЭК прекратил выдачу грузов своим клиентам

19 ноября в утреннее время произошел массовый компьютерный сбой в Транспортной компании ПЭК. На официальном сайте размещено сообщение о технических работах, однако пользователи сообщают о хакерских атаках. Грузы не принимаются и не выдаются клиентам уже более полутор месяца. Сообщения о том, когда ТК ПЭК восстановит свою работу, отсутствуют. Масштаб простоя вызывает большие опасения у клиентов, и они задаются вопросами о услугами и убытках, которые они не могут получить.
«И мне ПЭК совсем не жалко. Сами виноваты. Это ваша халатность в сфере цифровой безопасности. В условиях жесткой конкуренции на рынке транспортных услуг клиенты не прощают вам хаоса и, главное, не прощают молчания», — пишут некоторые пользователи в комментариях под публикациями в «ВКонтакте».
Что случилось
Первая информация о том, что ПЭК перестал выдавать заказы, появилась в 9 утра среды. Сначала на сайте было написано, что ведутся технические работы, затем информация была изменена на «технический сбой». Единственный комментарий, который представила ПЭК, заключается в том, что «специалисты уже работают над проблемой, и сервисы будут восстановлены в ближайшее время».
Клиенты сразу начали жаловаться на приостановку оформления доставок, отмену вручения грузов, задержки выдачи и о так называемых «пустых слотах», когда водители приезжают за отправлениями, которые невозможно передать из-за технических ограничений. Отсюда и финансовые потери. По их словам, десятки тысяч рублей теряются из-за «простоя».

Развернулись с терминала на 31 километре МКАДа, сказали, не работает. «Забрать нужно было именно с утра. Сидим, ждем уже 2 часа, за простой деньги», — рассказывают клиенты. «У меня, например, срыв муниципального контракта и риск попадания в реестр недобросовестных поставщиков», — добавляет еще один собеседник.
Больше всего возмущений из-за полной информационной блокады. Никто не знает, когда получит свой груз, ехать за ним на склад или нет, оставлять машину у ворот ПВЗ или забирать обратно. В итоге массовый кризис недоверия, который несет для ПЭК огромные репутационные потери. В комментариях уже пишут, что перевозчик теряет после этой истории более половины своих клиентов и ПЭК уже начали заваливать судебными претензиями.
Сети сообщают о взломе сайта, хакерской атаке. Если это так, то здесь может идти речь об утечке клиентских данных.
Если информация об утечке подтверждается, ПЭК может столкнуться с серьезными репутационными и юридическими последствиями. На своем официальном аккаунте в «ВКонтакте» ПЭК сама подтвердила, что они стали жертвой хакерской атаки. Но опять же, это не следует называть официальным заявлением компании.

Коллапс продолжается
В связи с сбоем сервера ПЭК на рынке уже начали обсуждать дальнейшие варианты взаимодействия с транспортной компанией. Так, в телеграмм-чате руководителей логистических компаний уже дают советы, поскольку у тех, кто сотрудничает с ПЭК будут большие кассовые разрывы.
«С такими историями на предоплате переходить надо, потому что риски финансовые очень большие. Представьте ситуацию: какой-нибудь владелец складского комплекса сдает площадь ПЭК по постоплате. А тут форс-мажор, и по договору ПЭК откладывает оплату аренды до лучших времен. А речь же не про 10 квадратов, а 10 тысяч», — делится один из участников рынка перевозок.
«Если вывозить для ПЭК, то надо теперь по предоплате или хотя бы с авансом. Они, пока свои проблемы решать будут, еще отсрочку по платежам возьмут. Как от «монополии» денег никак дождаться многие не могут, сейчас еще ПЭК в список должников подтягивается», — говорит Роман.
«Не проверять, что везете-то. Всем понятно, какие риски могут быть», — подчеркивает один из собеседников «Ленты.ру», знакомый с ситуацией на рынке, сейчас не стоит независимым транспортным компаниям возить грузы для ПЭК без авансовых платежей, а лучше с полной предоплатой.

ПЭК отправляет сейчас груз без документов в рейсы, пока IT-система не заработает, то делать этого не стоит, поскольку неизвестно, что внутри. Еще один совет сейлерам и маркетплейсам касается страхования грузов. Так намного проще требовать последующего возмещения убытков.
Но, по последней официальной информации, компания перевела взаимодействие с клиентами в бумажный формат. «Стремимся отправлять и получать грузы своевременно, однако может наблюдаться увеличение сроков доставки. Безопасность данных клиентов обеспечивается в штатном режиме. Планируем возобновить прием и выдачу грузов в Центральном федеральном округе в четверг, 20 ноября, благодаря чему все грузы будут двигаться с плановым сроком», — в официальной информации ПЭК.
Но каким образом они пытаются добиться планового срока, когда грузоперевозки у ПЭК остановились, и они уже более полутора суток устанавливают только причины сбоя, ответить на этот вопрос никто не может. Сама компания признает, что после прибытия на склад, оприходование груза невозможно, так как программы .
До сих пор все машины стоят, водители в . При этом, как говорят участники рынка, переход на бумажный формат информационной системы и последующий возврат на электронный документоборот создает новые проблемы уже с поиском грузов.

