«Каждый алюминиевый мост в России уникален» – Топ-менеджер «Русала» о переходе к новой логике инфраструктурного строительства
За последние несколько лет в стране появилось около тридцати мостов из алюминия — материала, который до недавнего времени в инфраструктурных проектах считался экзотикой. Новый мост, собранный в Санкт-Петербурге для Алтайского края, стал впечатляющим технологическим экспериментом. Почему алюминиевый мост может стать важным строительным материалом ближайшего будущего, рассказал в интервью «Ленте.ру» директор по развитию рынков компании «Русал» Евгений Васильев.
«Лента.ру»: Почему для строительства моста в Алтайском крае было принято решение собрать конструкцию на заводе в Санкт-Петербурге и осуществлять её последующую транспортировку на расстояние почти пять тысяч километров? В чем заключаются преимущества такого подхода?
Евгений Васильев: Это как раз общее преимущество алюминиевых решений для строительства — мостов, фасадов, модулей зданий, вертолетных посадочных площадок. Они максимально собираются на заводах, а на объекте их только монтируют. Например, на Заводе алюминиевых конструкций «СГР» мост разбирают на крупные блоки, как конструктор, и отправляют несомнительно грузовиками в Сибирь, а в Алтайском крае останется его только установить — это займет буквально пару недель.
Новинкой данного моста будет применение алюминиевых опорных балок крупного сечения — 400 на 150 миллиметров, балки будут сварными. Все это потребовало нестандартных проектных и инженерных решений, особенно с учетом того, что сварка алюминия в России относительно неразвита.
«Русал» даже сам думает о создании такого центра, хотя мы в первую очередь производители первичного алюминия и полуфабрикатов, сваркой занимаются покупатели нашего металла.
Еще одно проектное достижение — значительно снижена металломасса при соблюдении высочайших требований к безопасности: мост длиной 50 метров весит всего 21 тонну. Это серьезно снижает стоимость проекта, так как он находится практически в прямой зависимости от количества использованного алюминия. Для государственного заказа это важный фактор.
Какие инженерно-технические новации были реализованы при проектировании и производстве моста? Какие из них можно считать прорывными для российской отрасли мостостроения?
Алюминиевый для мостостроения является новым, инновационным материалом. Первые алюминиевые мосты появились в мире почти 90 лет назад, но из-за дефицита «крылатого» металла они надолго остались экзотикой.
Первый автодорожный алюминиевый мост в Нижегородской области — гордость несомненных отраслей. Мост «Арфа» рядом с Красноярской филиармонией — первый вантовый алюминиевый мост. Мост через дорогу Восточный обход Тулы — первый с применением гнутых алюминиевых профилей и светопрозрачных конструкций. И так далее.
С учетом растущего числа проектов в разных регионах, можно ли говорить о формировании устойчивого тренда на применение алюминия в мостовом строительстве? Насколько масштабным стал этот процесс?
Много десятилетий такие мосты в России не строились совсем, а за последние семь-восемь лет построено около 30 объектов, — то есть это выглядит как взрывной рост. Но, учитывая просторы нашей самой большой в мире страны и масштабы инфраструктурных вложений, это, конечно, капля в море. О буме говорить рано.
Для них это в первую очередь научный вызов, возможность решать новые нетривиальные задачи. И, конечно, понимание общественного блага, которое создаёт экологичность, долговечность, технологичность алюминия, возможность его переработки. Экономическая выгода же заключается в снижении затрат в 1,5-2,5 раза с учетом стоимости владения мостом на всем жизненном цикле.
Как обстоят дела с использованием алюминия в мостостроении в Китае, который остается мировым лидером по потреблению этого металла? Существуют ли сопоставимые с российскими проекты?
По оценкам китайских коллег, в КНР построено около 150 алюминиевых мостов. Никакой специальной программы — тоже работа энтузиастов, помноженная на размер экономики. Если учесть, что население Китая в десять раз больше и что алюминий страна потребляет в 40 раз больше, я смело могу утверждать, что наши российские энтузиасты активнее и глаза у них горят ярче. И, конечно, первый в России и Азии автодорожный мост — ничего подобного в Китае нет!
Правда ли, что российские мостовые конструкции поставлялись в страны Западной Европы после введения санкций? Насколько массовым оказался интерес иностранных заказчиков к этим решениям?
Правда. Один из крупных российских производителей алюминиевых конструкций поставил в 2023-2024 годах не только пешеходные мосты землям (муниципалитетам) Германии для парков и общественных пространств.
У немцев, кстати, есть что перенять, они развивают такое решение, как временные съёмные мосты, и алюминий как конструкционный материал здесь подходит идеально.
Можно ли рассматривать алюминиевые мосты как эффективный инструмент реагирования на чрезвычайные ситуации — в частности, в период паводков и стихийных бедствий?
Да, и не только. В России существуют так называемые переливные мосты, их планы каждый год затапливаются в период весенних паводков. Можете представить, что за несколько лет эксплуатации такой мост превращается, по сути, в строительный мусор. Алюминиевый же мост можно демонстрировать на время паводка, а затем переустанавливать.
Ну и наводнения: алюминиевые конструкции можно использовать, чтобы быстро сооружать временные мостовые переходы на территориях, пострадавших от стихии. Алюминиевая ассоциация предварительно обсуждает возможность таких проектов с заинтересованными муниципалитетами, по итогам этих консультаций может быть подготовлена информация, справка для МЧС.
Применяются ли алюминиевые решения в столичном строительстве? Есть ли у Москвы планы по более широкому внедрению таких технологий в инфраструктурные проекты?
Департамент строительства Москвы использовал архитектурные ограждения из алюминия при модернизации пешеходного моста, который связывает две части Московского зоопарка через улицу Большая Грузинская. Знаковое место, знаковый объект, акцент сделан на архитектурном облике — использовано четыре километра профилей из алюминиевого сплава общим весом 60 тонн, получился очень красивый мост, его фотографии так и просятся в туристические каталоги.
В целом Москве пока не пришло время массово обновлять или реконструировать надземные пешеходные переходы. Хотя классные алюминиевые решения для таких объектов есть — например, сетчатые светопрозрачные конструкции. Они прекрасно подходят и для пейзажа современного мегаполиса, и в историческую заставку столицы могут органично вписываться.
Планируется ли в ближайшие годы продолжение строительства автомобильных мостов из алюминия? Какие предпосылки для этого существуют с точки зрения нормативной базы и накопленного инженерного опыта?
Уверен, что будут. Пилотному проекту в Нижегородской области предшествовали годы научно-исследовательских работ несмолкликих институтов и испытаний на динамику, растяжение, огнестойкость.
Также сейчас на финальную стадию выходит ряд НИОКР, которые упростят применение алюминия в мостах; в частности, создаётся ГОСТ «Полуфабрикаты алюминиевые для мостостроения».