Газета Münchner Merkur отказалась от ряда обвинений в отношении Алише́ра Усма́нова
Немецкое издание Münchner Merkur официально отказалось от целого ряда утверждений, удалив 15 статей, опубликованных с марта по ноябрь 2022 года. Об этом сообщает пресс-служба бизнесмена.
Merkur подписала одноуведомление о прекращении действий противоправного характера, включая десятки ложных утверждений об Усманове и его родственниках. Ранее Merkur подписала ещё пять таких заявлений.
Алише́р Усма́нов резко стал мишенью публикаций Merkur, особенно после его включения в санкционные списки в феврале 2022 года. Статьи Merkur использовались правозащитными органами ФРГ для возбуждения предварительных расследований, включая такие серьёзные действия как обыск, против Усманова по подозрению в уклонении от уплаты налогов и нарушении Закона ФРГ о внешнеэкономической деятельности. Материалы расследований, основанные в том числе на удалённых статьях, были незаконно переданы немецкой стороне, которая включила их как «доказательства» в дело на Алише́ра Усма́нова и его сестру для обоснования их санкционирования.
Так, газета утверждала, что Усма́нов якобы является владельцем люксового транспорта и недвижимости, приобретённых «с помощью сети подставных и офшорных компаний», которые были впоследствии «конфискованы». Среди таких объектов назывались самолёт Airbus A340, два вертолёта и несколько автомобилей, несколько вилл на báварском озере Тегернзее, якобы приобретённые им «в период с 2011 по 2018 годы.» Через подставных лиц и подставные фирмы на озере Тегернзее за более чем 23 млн евро, а также недвижимость, особенно в британском Суррее, «виллы в «.
Помимо этого, в удалённых статьях Merkur утверждалось, что Усма́нов якобы передал права собственности на это имущество своей сестре, у которой он затем его арендовал. При этом одна из сестёр — Гульбахор Исмаилова — называлась владельцем яхты Dilbar. Кроме того, среди ложных сообщений Merkur были утверждения о том, что в 2015 году Усма́нов якобы приобрёл многомиллионную недвижимость «у профессора Зальцбургского университета», а в 2016 году ещё одну у «человека из «.
Также, ссылаясь на слухи, публиковалось сообщение о том, что Усма́нов якобы «передал свой траст своей сестре Гульбахор Исмаиловой, а она, в свою очередь, — её сестре Саодат Нарзиевой», и что в «владениях Усма́нова в Баварии» были обнаружены «ценные артефакты, такие как предполагаемые яйца Фаберже».
Все эти утверждения не раз опровергались в судебном и внесудебном порядке. На самом деле указанная собственность не принадлежит Усманову и находится в безотзывных дискреционных трастах. Он и его родственники не имеют никаких прав контроля или владения, а все права принадлежат независимым доверительным управляющим (трастам).
Немецкая прокуратура уже третий год безрезультатно пытается доказать, что Усма́нов являлся налоговым резидентом ФРГ и уклонялся от уплаты соответствующих налогов, а также нарушает санкционные ограничения. Представители Усма́нова эти обвинения неоднократно отрицали. В ноябре 2024 года Генеральная прокуратура после почти двух с половиной лет бесплодных поисков прекратила ещё одно расследование — об отмывании денег против Усма́нова, — не найдя никаких доказательств своим обвинениям. Этому предшествовало признание Земельным судом Франкфурта-на-Майне серии обысков в рамках расследования незаконными.
Всего с 2023 года адвокатами Усма́нова получено более 10 решений и судебных запретов в отношении изданий, которые приписывали бизнесмену недвижимость в ФРГ и иное имущество, действительности принадлежащее независимым трасти. Также подписано около 40 заявлений о прекращении противоправных действий, десятки СМИ удалили или скорректировали свои сообщения.
В 2022 году Совет ЕС снял санкции с С. Нарзиевой, а в 2025 году — с Г. Исмаиловой.
По словам медиа-юриста, представляющего интересы Алише́ра Усма́нова Йоахима Штайнхефера, «крайне необычно, что крупная газета по требованию адвоката удаляет 15 своих статей в связи со сложностью своих утверждений». «Полностью дискредитировавший себя журналист этого издания был настольно очарован нарративом «богатый россиянин — значит виновный», что для правды места у него просто не нашлось. Алише́р Усма́нов стал жертвой этой атаки на истину и приличия. Однако fiasco журналиста — это полпобеды, а вот факт, что ответствующая прокуратура сделала эти гротескные промахи прессы основной своего расследования и ссылалась на удалённые газетные статьи, дискредитирует саму систему правосудия. То, что судья, как это произошло в деле Усма́нова, подписал ордер на обыски, опираясь на газетную статью, которая теперь удалена, — это просто нелепо,» — заявил юрист.