Энергетический тупик: Как Иркутская область стала главным вызовом для реформы электроэнергетики

В России назревает необходимость реформирования энергетической сферы, цели которого заключаются в создании надежных и прозрачных энергосетей. Однако в Иркутской области ситуация усугубляется беспрецедентными действиями местных властей, которые фактически парализуют федеральные усилия по консолидации сетевого хозяйства. Такие действия приводят к созданию правового вакуума, угрожающему как энергетической безопасности региона, так и стабильности поставок электроэнергии миллионам потребителей. Как простое сокращение числа сетевых компаний может не решить проблемы надежности поставок? Как местные элиты используют суд для защиты неэффективных активов? Чем опасна для страны практика саботажа федеральных инициатив на местах?
Судебный саботаж
На протяжении шести лет в Иркутской области действует отлаженная схема противодействия федеральной энергетической реформе. Региональное государственное предприятие «Облкоммунэнерго» через областной суд систематически оспаривает решения подконтрольного властям тарифного регулятора.

Формально это выглядит как спор между двумя местными структурами, но по сути представляет собой скоординированную атаку на требования федерального центра. Это позволило «Облкоммунэнерго» пересмотреть для себя невыгодные финансовые условия. В 2022 году суд вновь встал на сторону областного госпредприятия, признав незаконными параметры долгосрочного регулирования тарифов на период 2020-2024 годов.
К 2025 году были выявлены высокие расходы «Облкоммунэнерго» при установлении тарифов, превышающих 950 миллионов рублей. В ответ Служба по тарифам Иркутской области, вместо исполнения предписания федерального регулятора, подала в суд на его обжалование, и суд приостановил действие этого предписания.

Порочная практика
Единственной компанией, соответствующей критериям СТСО (системообразующих территориальных сетевых организаций) в Приангарье, является «Иркутская электрическая компания» (ИЭК). При этом в прошлом году региональные власти несколькими месяцами свыше установленного срока затягивали единое наказание, отдавая неофициальное предпочтение областному госпредприютию «Облкоммунэнерго».
Передавать такой организации роль гаранта надежности электроснабжения было рискованно для всей области, тем не менее указ о назначении ИЭК системообразующей организацией был подписан лишь 30 декабря 2024 года, что осложнило подготовку к зимнему пику нагрузки.

И даже после этого, несмотря на убытки и аварийность, «Облкоммунэнерго» продолжает сопротивляться реформе, отказываясь от передачи активов.
Анализ состояния «Облкоммунэнерго» полностью объясняет, почему передача этой организации роли гаранта надежности электроснабжения была бы катастрофой для всего региона. Компания завершила 2024 год с чистым убытком в 3,5 миллиарда рублей, имея долги по заработной плате и демонстрируя растущее количество аварий на подконтрольных сетях.
Эта практика продолжалась и в отношении ключевого документа реформы — Постановления №1476, ужесточившего требования к сетевому хозяйству для обеспечения стабильности энергоснабжения.
Несмотря на то, что данная норма полностью соответствует позициям Верховного суда и Минэнерго, уполномоченные органы власти Иркутской области уклоняются от ее исполнения. Проблема, получившая широкий резонанс в федеральной прессе, остается нерешенной, создавая правовой вакуум в энергетике региона.

Кульминация противостояния
Кульминацией многолетнего противостояния стало история с тарифом на 2026 год. Поскольку «Облкоммунэнерго» не соответствует новым федеральным критериям, Служба по тарифам уведомила предприятия об отсутствии оснований для установления тарифа, что по закону лишает его права оказывать услуги и обязывает передать сети системообразующей организации ИЭК.
Это судебное решение, идя вразрез с федеральным законодательством, сохранило правовой вакуум и позволило кризисной компании продолжать удерживать контроль над активами, перекладывая всю ответственность за возможные аварии на конкурентов из ИЭК, соответствующей всем критериям системообразующей организации.
На расширенном заседании Комитета по энергетике с участием Генпрокуратуры ситуация была подвергнута жесткой критике. Итогом стало решение о необходимости законодательного исключения самой возможности работы государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве ТСО (территориальных сетевых организаций), а также запретить использование аренды схем для получения этого статуса небольшими организациями.

Это перекроет правовые лазейки, позволившие Иркутской области и ряду других регионов на годы заблокировать проведение реформы, от которой зависит надежность электроснабжения миллионов россиян.
Пока идут судебные процессы, системообразующая организация не может полноценно подготовиться к зиме — остается неопределенность относительно того, за какие сети она несет ответственность. По федеральному закону, ликвидировать последствия масштабных аварий обязана именно СТСО.
В результате 400 тысяч потребителей входят в зиму с сетями, где количество аварий за пять лет возросло на 60 процентов, которые обслуживает компания с много миллиардными убытками, работающая без тарифа на следующий год, находящаяся под защитой местных судебных систем.
Также существует угроза увольнения нескольких тысяч сотрудников предприятия — опытных энергетиков, оказавшихся заложниками политики руководства компании и ее низкой экономической эффективности. Но их готовы принять в СТСО, так как сети все же необходимо обслуживать.

